О.Д. Братухина
  (Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 13 г. Волгограда)

       Когда обсуждаются проблемы воспитания детей младшего возраста, один распространённый недостаток привлекает почему – то мало внимания. А он  весьма существенный. Это – чрезмерно «приказное» отношение к ребёнку: изобилие понуканий, требований, выговоров, вообще резких слов и резкого тона.
       Я хочу поделиться своим опытом, как мне удалось обуздать в себе эту привычку давить на детей по любому поводу. Возможно, приёмы, которые я  нащупала, окажутся полезными и для  некоторый других родителей. 


      Приём первый и самый главный. Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одёргивания, требования – вообще вмешательство – просто не нужны. Проделайте простой опыт: когда у вас «Язык чешется» сделать указания ребёнку, не делайте его, а спокойно, внимательно подумайте: действительно ли он ведёт себя из рук вон плохо или его поведение – не худо тут вспомнить и своё детство – естественно, нормально для ребёнка? Можно быть, даже в девяти случаях из десяти вы придёте к такому выводу.
      Приём  второй. Надо хорошенько понять, что многие назидания взрослых детям проистекают из того, что взрослые подсознательно требуют от детей не  детского, а взрослого поведения. Требуют невозможного. Вот такой, скажем, пример. Бесконечный повод для раздражений и нотаций – то, что малыши не умеют делать свои дела вовремя и вообще абсолютно не торопятся, затягивают игры, опаздывая к завтраку, обеду. Ну как тут не «Завестись»? А такое поведение малыша вовсе не говорит о том, что он недисциплинирован, он просто не знает цену времени, не может её знать.
     Приём третий. Я бы сказала, психологически сдерживающего свойства. У каждого из пап и мам, бабушек и дедушек есть что-то в отношении к  ребёнку, в поведении в присутствии малыша, что плохо для него. Обязательно есть. Попробуйте определить это. И если определите, польза будет не только в том, что вы станете стараться уменьшить это плохое, вы постепенно будете понимать, что не всегда правы в общении с детьми, что вам надо осторожнее, продуманнее выступать в роли наставника и поучающего. А такая осторожность – отличное дело.
      И четвёртый приём: постоянно приучаться терпеть. Воспитание – это во многом терпение. Надо учиться терпеть, не реагировать в тех случаях, когда ребёнок выводит вас из себя, но по существу ни в чём не виноват. Таких случаев – бездна, если присмотреться. Шумит ребёнок, занялся, с точки зрения взрослого, какой – то совершеннейшей чепухой, перепачкался вот уже в сотый раз – как тут, казалось бы, не прочесть нотацию? Как не запретить, не отчитать? Но ведь для ребёнка такое поведение естественно и вовсе не говорит о том, что нон вырастет грязнулей, егозой или болтуном.
      Как тут всё – таки себя удержать? Исходя из своего опыта, я бы  посоветовала нащупать способы самоотключения. Например, когда я чувствую, что запас терпения истощается, стремлюсь задуматься о чём – то, меня интересующем. Что подвернётся: от дел по работе до  анекдота (он позволит вам улыбнуться ). Только не подумайте, никакого самоустранения не предлагается. И отмены приказов тоже. Обязательно  бывают случаи, когда ребёнка надо остановить, что-то ему запретить, на чём – то категорически настоять. Речь идёт лишь о том, чтобы свести такое давление  на ребёнка только к необходимому, неизбежному минимуму.

 

 

Из сборника II-х региональных педагогических чтений "Родители, дети, педагоги: любовь рождает понимание" , Волгоград, 2011.- С.163-164.