Л.И. Столярчук
  д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

 

 

     Взаимоотношения девочек и мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста с родителями играют важную роль на их развитие, становление женской/ мужской индивидуальности в современном динамичном мире, помогают адаптироваться, преодолевать стрессы, либо усугубляют их, поскольку оказывают как развивающее, так и тормозящее влияние. Уважение, внимание, забота, атмосфера любви и тепла повышают ощущение самоценности девочки и мальчика, способствуют их успехам и становлению компетентности. Если родители оказывают сыну и дочери ежедневное доверие, они и сами привыкают относиться к себе с самоуважением как к человеку, достойному этих чувств, что конструктивно влияет на развитие сферы саморегуляции, становление позитивного гендерного поведения девочки и мальчика.
       Родители, воспринимающие успехи сына и дочери само собой разумеющимися, забывающие их похвалить за труд, затраченные усилия, напряжение, которые ему/ей позволили чему–то научиться, фиксирующие внимание на неудачах, неумении ребенка, постоянно прогнозирующие неуспех, снижают самооценку, уверенность в возможностях, успехе, усугубляют стресс, тормозят развитие интеллектуальной сферы, сферы самореализации индивидуальности мальчика/девочки. 
Наказание и порицание детей родителями воспринимается девочками и мальчиками эмоционально и болезненно. Если их наказывают холодные, равнодушные взрослые, дети думают: «Меня наказывают, потому что не любят». Если же дети чувствуют уважение, заботу, тепло, они осознают, что их поведение не одобряют только потому, что они не правы.
Для полноценного развития девочек и мальчиков важны взаимоотношения родителей с детьми не только функционально–ролевого типа (делового, официального), но, прежде всего, индивидуально–интимного (доверительного, уважительного), подчеркивающего индивидуальные достоинства, своеобразие дочери и сына.
     В результате опроса, проведенного научно–исследовательским Центром гендерных исследований Волгоградского государственного педагогического университета среди детей дошкольных образовательных учреждений и начальных школ общеобразовательных учреждений города Волгограда, было выявлено, что влияние взрослых на мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста происходит по–разному. Девочкам достаточно осознания того, что они поступают так, как от них ожидают взрослые, им достаточно для освоения гендерных ролей, хорошего к ним отношения, «одобрения» взрослыми (родителями, педагогами) их поведения, поступков, что «вести себя нужно именно так». У мальчиков этот процесс происходит более осмысленно и внушения: «так надо», как девочкам, им недостаточно. Они стремятся сами понять смысл и значение того, что требуется от них. Мальчики меньше, чем девочки поддаются методам внушения, для них важнее «санкции рассудка». Для мальчиков важнее понять, почему им нужно заниматься тем или иным видом деятельности; их привлекает разнообразная, активная жизнь, увлекательные занятия. Отец в семье или другой воспитатель–мужчина, организующий интересное дружеское общение мальчишек, способствует более полному развитию индивидуальности мальчика как образец для подражания.
     Взаимоотношения родителей и детей в семье играют важную роль в развитии эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Однако, до недавних пор чувствам не было места в прокрустовом ложе гендерного поведения мужчин. Сейчас мужчины восстанавливают эту потерянную часть самих себя. У каждого мальчика есть врожденная потребность чувствовать, так же, как и у девочки – «это бальзам, который успокаивает боль самого жгучего горя, искра, которая воспламеняет огонь творчества, стабилизатор интеллекта, барометр несправедливости и ключ к отношениям с другими людьми» (Элиум 1997:190).

      Страх перед феминизацией сыновей, заставляет родителей нередко отталкивать мальчиков от себя слишком рано, боясь их избаловать, слишком изнежить. Результаты многолетних исследований, проведенных К. Францем и другими учеными Гарвардского Университета, показали, что «родители должны ласкать, целовать, гладить и мальчиков, и девочек на протяжении всего периода детства. Исследование началось в 1951 году, в нем приняло участие 379 детей. Исследование было продолжено при участии 94 из них, когда им исполнилось уже по 36 лет. Те дети,...которые регулярно видели проявления привязанности и любви хотя бы одного из родителей, обладали более развитым чувством внутренней безопасности. Это ощущение самоценности позволяло им строить близкие отношения с друзьями, комфортно чувствовать себя в браке, они были устойчивее психически и добились больших успехов в избранной сфере деятельности» (См.:Элиум 1997: 93–94). Таким образом, знак равенства между понятиями «независимый и сильный» и «не нуждающийся в ласках» является заблуждением, т.к. мальчикам нужно столько же прикосновений и ласки, как и девочкам, которые придают им ощущение, что их любят, позволяют преодолеть стереотипы гендерного поведения, развивают эмоциональную и мотивационную сферы индивидуальности. 
Однако для каждого мальчика и для каждой девочки наступает необходимость отделяться от взрослых, которые должны научиться уважать эту внутреннюю потребность ребенка – стать самостоятельным. Если мальчик просит отвернуться взрослых, когда он переодевается или отвергает их ласки, это совсем не означает, что он больше не нуждается в их внимании и понимании, это показатель, что ребенок взрослеет, его потребности усложняются, и он хочет иметь право на собственную тайну действий и мыслей, способен в определенной степени самостоятельно позаботиться о себе (одеться, искупаться, сложить свои вещи). Понимание родителями такого поведения как этап взросления, одобрение (не протест, конфликт из–за того, что родители больше не нужны), благоприятно способствует дальнейшему взрослению мальчика / девочки. Многие ученые (В.В. Абраменкова, Н.Ю. Ерофеева, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, Л.Кузнецова, Т.А. Репина, Л.Н.Тимощенко, А.Г.Хрипкова и др.) в результате проведенных исследований неоднократно приходили к выводу, что в воспитании мальчика и девочки необходимо «следовать за развитием ребенка». Наши исследования, подтверждают этот вывод и свидетельствуют о том, что взрослые, не узурпирующие власть над ребенком, «позволяющие ему взрослеть», уважая его усложняющиеся потребности, придают ему веру в себя, сохраняют его любовь, создают, таким образом, условия для развития сферы саморегуляции и самореализации, поиску и становлению формирующейся женской / мужской индивидуальности.
      Дети очень остро интуитивно улавливают малейшие знаки невнимания или пренебрежения со стороны взрослых по различным деталям в поведении. Кто–то из родителей перебил или сменил тему разговора, когда сын или дочь рассказывали что–то очень для них важное – по таким «мелочам»  девочки и мальчики безошибочно понимают: любимы ли они, интересны или безразличны для близких им людей. Ребенок «замыкается», перестает быть открытым, если чувствует к себе невнимание, что тормозит развитие эмоциональной сферы, сферы самореализации. 
Девочки и мальчики дошкольного и младшего школьного возраста приобщаются к целому миру правил, норм, регулирующих гендерное поведение «сильного» и «слабого» полов, пытаются интуитивно понять специфику их поведения в быту, на улице, в различных общественных местах, дома: сущность функционально–ролевых и индивидуально–интимных взаимоотношений. Степень овладения девочкой и мальчиком гендерными ролями зависит от данного природой сочетания мужского и женского начала в каждом ребенке, а также от амплитуды колебаний гендерного поведения мужчин и женщин, составляющих ближайшее окружение мальчика / девочки.
Взрослые в процессе жизни как бы демонстрируют детям различные варианты гендерного поведения: маскулинного–мужественного (мужчина–ведущий, женщина–ведомая), фемининного–женственного (женщина–ведущая, мужчина–ведомый) и андрогинного, собственно гендерного, отражающего гибкий гендерный репертуар, партнерские, равноценные взаимоотношения, которые девочки и мальчики усваивают на протяжении своего детства.
     Отрицательное влияние на детей оказывают циничные высказывания взрослых, даже случайно брошенные (не предназначенные для детских ушей) реплики по тому или иному поводу, а также неискренние, неуважительные, меркантильные, эгоистичные взаимоотношения родителей. Д.Н.Исаев и В.Е.Каган приводят такой эпизод из своей практики о том, что одна их пациентка, учащаяся начальной школы, будучи на приеме после своего дня рождения, пренебрежительно заявила о мальчике, пришедшем к ней с цветами: «Зачем мне это сено?. Моя мама считает, что «настоящий мужчина» дарит женщине дорогие...вещи, а цветы – подарок «рохли и размазни». Эти и другие подобные установки – то невежественные, то примитивные и вульгарные по своему существу, справедливо отмечают авторы, «запечетлеваются детской психикой и в будущем оказываются препятствием для установления естественных, гармоничных человеческих отношений» (Исаев, В.Е.Каган 1988: 69). 
     Существующее ранее представление о сексуальной латентности периода дошкольного и младшего школьного возраста опровергнуто данными ряда исследователей (П.П. Блонский, Г.С. Васильченко, Д.Н.Исаев, В.Е. Каган,  И.С. Кон, А.М. Свядощ, A. Kinsey, M. Rutner) и подтверждается нашими наблюдениями и опросами родителей дошкольников и младших школьников различных воспитательных организаций, которые указали на влюбленности своих дочерей и сыновей, интересе к другому полу, взаимоотношениям родителей, их знакомстве: «Где вы встретились?», «Как познакомились?», «Чем тебе понравился (лась)  папа(мама)?» и т.п. Девочек интересовал вопрос «Как понравиться?», мальчиков – «Как привлечь внимание другого пола?». Однако преобладающими источниками информации детей о поле были сверстники и средства массовой информации, интернет; у девочек – часто мать, и значительно реже отец – у мальчиков. Девочки в семье предпочитают общаться с матерью и отцом, чаще с матерью их общение более интенсивно. Мальчики чаще общаются с отцом, и чем меньше они удовлетворены этим общением, тем более ориентируются на общение со сверстниками вне семьи, отдаляясь не только от отца, но и от матери. Если семейные отношения нарушаются, мальчики оказываются в более тяжёлых психологических условиях. У большего числа мальчиков отмечаются детские неврозы. Матери опекают и оберегают мальчиков больше, чем девочек и поэтому на мальчиков несколько дольше, чем на девочек, распространяется подчинённость авторитету родителей.
     Для полноценного развития девочки и мальчика важны доверительные отношения с родителями, воспитателями – общая эмоциональная открытость, доброжелательность, естественное отношение к любым вопросам детей, их телу и наготе при сохранении интимности; важна готовность родителей и воспитателей без жёстких запретов к откровенному, грамотному и тактичному обсуждению с детьми волнующих их деликатных вопросов при сохранении «тайны» ребенка, однако, придании не таинственности, а серьезности обсуждаемым вопросам.
     Неполная семья, разводы, отсутствие отца, как свидетельствуют результаты психолого–педагогических исследований, оказывают нежелательное влияние на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер индивидуальности ребенка. Например, девочки обнаруживают сложности в гетеросексуальном общении, в частности, агрессию, робость, неуверенность. Мальчикам, выросшим в семьях без отца, сложнее найти баланс между независимостью и агрессивностью. По сравнению со сверстниками из полных семей их гендерное поведение (ориентация, предпочтение, характер принятия мужской роли) менее маскулинно и дифференцированно. Как показывают данные проведенных исследований, отцы оказывают значительное влияние на развитие индивидуальности девочки. Отсутствие отца часто приводит к проблемам в выборе партнёра, неадекватным формам поведения с мужчинами, сложностям в гетеросексуальном общении, в частности, к проявлениям агрессии, робости, неуверенности; важны характеристики социально–экономической и культурной среды, особенности общения с матерью, наличие в семье мужского влияния не только со стороны отца, но и со стороны других мужчин: братьев, дедушки и т.д.
      В шведских исследованиях выявлено, что партнёрское распределение обязанностей между мужем и женой по уходу за детьми, выполнению домашней работы отцом не оказывает негативного влияния на развитие индивидуальности девочек и мальчиков (Langeveld, 1969). Партнёрский стиль жизни родителей создает условия для освоения разнообразного гендерного репертуара детей. Интенсивное общение сопровождается не только близостью, но и увеличением конфликтных ситуаций, которые делают отношения отца с ребёнком более жизненными, способствует реальному сближению.
     Мать и отец, реализуя различные, но не противоречащие друг другу модели взаимодействия с дочерью или с сыном, дают им возможность познакомиться с разными способами поведения в окружающем мире. Вклад обоих родителей, родственников обоего пола создает условия для полноценного развития девочек и мальчиков, оптимального становления женской / мужской индивидуальности.
     Таким образом, взаимоотношения родителей и детей в семье оказывают как позитивное, так и негативное влияние на развитие различных сфер индивидуальности мальчика и девочки, актуализирующие потребность в дальнейших исследованиях механизмов конструктивного взаимодействия детей, родителей и педагогов.
                                                             Литература
1.Введение в гендерные педагогические исследования: кол. монография / Под общ. ред. Л.И.Столярчук. – Волгоград, 2009. – 356 с.
2. Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей: Медико–психологические аспекты/ Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. Изд. 2-е. Л.: Медицина. 1988.–160 с.
3. Кон, И.С. Кризис бесполой педагогики/ И.С.Кон // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч.ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 15–18 апр.2009г. – Волгоград: Перемена, 2009. – С. 3–11.
4. Элиум, Д. Воспитание сына / Д.Элиум, Дж. Элиум.– Спб: Питер Пресс, 1997.–288 с.
5. Langeveld M.J. Einfuhrung in die theoretische Padagogik. Stuttgart, 1969.

 

Статья опубликована в сборнике: Родители, дети, педагоги:любовь рождает понимание. Материалы II -х региональных педагогических чтений 6-8 октября 2010 г. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011.- 449 с.