Л.И. Чаликова, учитель начальной школы МОУ лицей № 9 им. заслуженного учителя школы РФ А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда  

      Какая мать, какой отец не хотят, чтобы их дети были счастливы в жизни, осуществили бы свои мечты, пользовались бы уважением и любовью окружающих. И каждый из них, опираясь на свое разумение, жизненный опыт, а также на знания, вынесенные из прочитанных книг, просмотренных телепередач, спектаклей, кинофильмов, в которых идет речь о лепке характеров, о становлении личности ребенка, стараются не повторить чужих ошибок и как можно лучше воспитывать собственных детей.

 

       Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях сложились в народной педагогике. Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривается, как естественный народный механизм, определяющий порядок семейного воспитания. Порядок воспитания обеспечивает определенный уклад в семье, традиции, обычаи, праздники. Ее цель подготовить ребенка к этой жизни так, чтобы она ему была «не в тягость, а в радость». И что, как ни пословицы и поговорки – «народные педагогические миниатюры» могут служить прекрасным средством воспитания. Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании, а также методы, принципы педагогического воздействия на воспитанника.  

 

      Взгляды на семью были определены экономическими и нравственными условиями его жизнедеятельности. Исстари брак на Руси был основой семьи, а семья рассматривалась, как фундамент, святая святых общества. Наши предки свято верили: «Браки свершаются на небесах» и оставили множество точных, «настоянных» на многовековой мудрости народа пословиц, поговорок, упражнений для молодых людей, которые решают соединить свои жизни и вместе пройти уготованный им жизненный путь. Отсюда и говорят: «Женился – на век заложился»; «Холостой – полчеловека»; «Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает»; «Женился на скорую руку, да на долгую муку»; «Смерть да жена – Богом суждена»; «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде»; «Муж и жена – одно дело, одно тело, один дух»; «Дай бог раз жениться, раз креститься и раз умирать»; «Муж и жена – два сапога пара».

      Трудно переоценить значение хорошего морального климата в семье, отношений между супругами и их родственниками. Не случайно говорят: «Семейное согласие всего дороже», «Семья крепка ладом», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Семья в куче, не страшна и туча», «Дружная семья гору сдвинет». В молодые годы создание семьи связано с рождением и воспитанием детей. Дети – целый мир сложных и глубоких переживаний, делающих жизнь родителей богатой и полнокровной: «Дети – благодать Божья», «Живот болит, а детей родит», «С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь», «Мальчик родился – на подмогу, а девочка – на потеху».

     Особая роль в пословицах и поговорках отводится воспитанию и обучению детей. Вот что говорится в них о своевременном воспитании детей: «Народила, да не научила»; «Умел дитя родить, умей и научить»; «Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»; «Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»; «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить»; «Ругай жену без детей, а детей – без людей»; «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло»; «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается».

      В русских семьях исстари складывалась своеобразная система гармоничного развития личности. С малых лет в семье дети воспитывались в труде, через труд и для труда, в духе почтения к земле и хлебу как источникам жизни человека. Высшим долгом родителей считалось формирование у детей трудолюбия, а лень – следствием плохого семейного воспитания. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Без труда нет добра», «Человек рожден для труда», «Без дела жить – небо коптить», «Маленькое дело лучше большого безделья», «В чужом платье не накрасоваться», «Труд человека кормит, а лень портит», «Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт», «Ленивый одну работу два раза делает», «Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду», «Девка красива, да прясть ленива. Голова завита, да делом не занята».

       Народная мудрость требует от людей добра и любви, уважительного отношения к родителям, к старым людям: «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает», «Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит», «Материнская молитва со дна моря вынимает», «Все купишь, а отца-матери не купишь», «При солнышке тепло, при матушке добро», «Корми сына до поры: а придет пора – сын тебя прокормит». В сознании народных масс всегда жило стремление к образованию, науке, пониманию важности и необходимости получения знаний: «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Умный книжку читает – дурак лоб потирает», «Книжное слово – свет дневной», «Красна птица перьями, а человек – знаниями», «Почитай учителя как родителя», «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Голова всему начало, где ум там и толк». В практике сложились и используются различные методы воспитания детей: поучение, наставление, намек, включение в деятельность, пример родителей и взрослых, поощрение и наказание: «Возле батьки и матки учатся дитятки», «Горлом изба не строится, криком дело не спорится», «Кто не мог взять лаской, не возьмет и встряской».

      Значение пословиц и поговорок в воспитании подрастающего поколения очень велико. «Имеешь ум – следуй за умом, нет его – следуй за пословицей», - сам народ подчеркнул значение этих уникальных форм выражения и сохранения мудрости. А выдающиеся гении человечества выказали свое отношение к этим памятникам народной мысли так: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! И что за золото!», - восторженно восклицал А.С. Пушкин; «Вот как хорошо сочиняют мужики, - сказал как-то Л.Н.Толстой, читая сборник русских пословиц, - Все просто, слов мало, а чувства много».