Анна Валерьевна Прохоренко, 
педагог дополнительного образования МОУ д/с  № 391 г. Волгограда

 

XIX век  назван «золотым веком» русской культуры. Представители  этой эпохи - Д.И.Менделеев, Н.Н.Миклухо-Маклай, И.В.Вернадский,  Л.Н.Толстой, М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков,  П.И.Чайковский, К.Брюллов, О.А.Кипренский, И.Е.Репин и многие другие были выходцами из семей дворянской  интеллигенции. Их воспитание и образование осуществлялось по двум направлениям: первое было связано с домашним воспитанием и образованием, второе – с общественным (Царскосельский лицей, Смольный институт, Институт благородных девиц,  различные корпуса и пр.).
         Практика семейного эстетического воспитания в этих семьях имела довольно основательные традиции. Детей обучали языкам и литературе, музыке и рисованию, искусству хореографии,  увлекались домашним театром. Занятия продолжались 10-12 лет и были направлены на формирование вкусов, чувств изящества, умения ценить красоту, свободно и красиво общаться. В домашнем художественном образовании и эстетическом воспитании многое определялось общей атмосферой духовной жизни семьи, ее дружественных духовных связей и отношений с церковью и разнообразными общественными институтами и организациями.
В наше время помощь семье в вопросах воспитания и образования детей оказывают общественные образовательные учреждения (детский сад, школа, лицей, колледж, университет), учреждения культуры и дополнительного образования (кружки, студии, клубы по интересам). Родители и дети имеют свободу в выборе того или иного образовательного учреждения.  У семей есть возможность поднять свой духовный, культурный уровень. Но, к сожалению, это происходит не всегда: либо сами родители обладают невысоким эстетическим вкусом, либо в их семьях  утрачена традиция домашнего художественно-эстетического воспитания.
К.Ушинский писал: «Я думаю, что эстетически действовать на де­тей трудно, и что надобно взрослых образовывать эстетически. Статуи, картины, природа действуют скорее на взрослых, а они уже вносят это влияние в жизнь, в слова, в телодвижения, в до­машний круг: в одежду, в обращение с детьми, — и уже в этой форме дети воспринимают изящное»  [2, с.45].
Как же помочь родителям создать эстетически-воспитывающую среду в семье? Как поднять уровень художественной образованности  родителей?
Одним из способов решений этой проблемы нам представляется  художественное образование родителей через совместную деятельность с детьми. «Смотреть и слушать то, что смотрит и слу­шает взрослый, сопереживать вместе с ним прекрасное — будь то простенький мультфильм или же сложнейшая киноэпопея — все­гда является тайным или явным пожеланием ребенка» [2, с.76].
  Наше дошкольное учреждение работает по региональной образовательной программе «Воспитание маленького волжанина». Центральная идея программы – «интеграция семейной и общественных систем, ориентированных на воспитание гражданина и патриота малой родины – Нижнего Поволжья, России. Ведущим условием воспитания гражданина и патриота на культурно-исторических традициях региона является развитие конструктивных взаимодействий  в триаде ребенок- родитель – педагог, где родитель и педагог – источник культурного опыта, благородный гражданин, а ребенок – открытая система, способная к соразвитию с воспитывающими взрослыми» [1].
         Прежде чем научить ребенка понимать мировое изобразительное искусство, необходимо познакомить его с культурным наследием родного края.
Мы предположили, что дети проявят интерес к народному искусству Поволжья, произведениям волгоградских художников, если окружающие их взрослые сами будут компетентны в этом вопросе.
Для решения данной проблемы были использованы следующие формы сопровождения семьи,  организуемые детским садом, при непосредственном участии учреждений культуры:

  • встречи с интересными людьми (народными мастерами, художниками, искусствоведами);
  • лекции с просмотром  слайдов;
  • посещения мастерских художников и народных умельцев;
  • экскурсии на выставки, организованные  в ДОУ;
  • «Воскресные встречи»: семейные посещения Музея изобразительных искусств и Детской художественной галереи;
  • экскурсии на выставки и вернисажи города.

На базе экспериментальной площадки МОУ детского сада № 391 г. Волгограда  организуются встречи семей воспитанников с художниками Волгограда. Они проходят в форме бесед или мастер-классов. Во время беседы художник рассказывает о себе, о своем творчестве, знакомит со своими  произведениями. В ходе мастер-класса - родители и дети изготавливают простейшие изделия в представленной мастером технике. Обычно мастер-класс состоит из трех частей:
- рассказ и показ художником техники исполнения, в которой он работает;
- изготовление родителями и детьми простого изделия под руководством мастера;
- организация выставки работ семей, выполненных на мастер-классе.
     Были организованы и проведены мастер-классы: «Писанки и крашенки», «Тряпичные
куклы», «Образы родной природы в народном искусстве», «Батик».
Особую радость взрослых и детей вызывают посещения мастерских художников и народных умельцев, организованные при поддержке Союза художников.  В особой,  творческой атмосфере произведения искусства воспринимаются еще эмоциональнее, живее и  интереснее.
Не меньший интерес вызывают организованные в детском саду и сопровождающиеся показом слайдов или репродукций произведений, лекции. Цель – научить  родителей и детей понимать своеобразие живописи, графики, скульптуры, архитектуры, представить основные направления современного художественного творчества, раскрыть богатство художественной культуры Нижнего Поволжья. Тематика лекций разнообразна: «Керамика Волгоградской области», «Волгоградские живописцы», «Художники-монументалисты Волгограда и Волжского», «Жизнь и творчество Ильи Машкова» и др. Основная задача лекторов – так преподнести информацию, чтобы было интересно и понятно всем присутствующим. Рассказывая о картинах, педагог является образцом для родителей: он демонстрирует им,  как показывать ребенку  картины, как переключать его внимание от игры и рассматривать произведение, о чем рассказывать, какие задавать вопросы. По окончании  встречи семьям предлагается приобрести или взять напрокат видеофильм на тему  лекции, пополнив тем самым, свою домашнюю видеотеку. Видеофильм позволяет семье более детально  рассмотреть понравившиеся произведения, полюбоваться ими еще раз и поделиться полученными впечатлениями.
          Важное место в художественно-эстетическом воспитании дошкольников занимают «Воскресные встречи», проходящие в музее изобразительного искусства. Принимая во внимание возраст посетителей (дети 4-7 лет), занятия выстраиваются на основе музейно-игровой методики, объединяющей изобразительное искусство, игру, пластику и музыку. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, является творческая работа – самый естественный для детей способ освоения информации. Стало традицией - каждое занятие в музее с детьми и родителями  продолжать в изостудии детского сада, где ребята могут, например, разрисовать тарелочку, а потом украсить ею свой дом; смастерить тряпичную куклу и поиграть с ней. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками.
         В детском саду № 391 организована комната «Волгоградоведение», в которой периодически выставляются  репродукции  картин  волгоградских художников:  посвященные творчеству одного художника или определенному изобразительному жанру (пейзажу, натюрморту, жанровым картинам).  На выставке дети и родители знакомятся с  книгами, иллюстрированными  волгоградскими  художниками, с малыми скульптурными формами, изделиями прикладного творчества  местных умельцев.
         Знакомство педагогов, родителей и детей с репродукциями картин того или иного мастера нередко вызывает желание посетить его персональную выставку, организуемую  Союзом художников. Такие выставки не только позволяют в оригинале увидеть картины мастера,  но и пообщаться с ним лично.
Формой обратной связи семьи детскому саду выступают выставки произведений семейного творчества, на которых представлены работы, выполненные на мастер-классах,  в музее,  а также домашние рисунки и поделки, выполненные по собственной инициативе. Нередко выставки дополняются фотографиями мероприятий, в которых принимали участие семьи, а также  высказываниями и пожеланиями  детей, родителей, педагогов, художников, работников культуры. 
Таким образом, организуемое нами сопровождение семьи позволяет  родителям осознать свое место и роль в художественно-эстетическом воспитании детей, повысить уровень своей компетентности в данном направлении. Это, в свою очередь, стимулирует развитие интереса ребенка к изобразительному искусству, развивает чувство восхищения современными мастерами и желание подражать им.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Воспитание маленького волжанина. Программа для родителей и педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей  от 2 до 7. Под редакцией  Е.С.Евдокимовой. - Волгоград, 2009.
  • Разумный  В. А. Клуб и эстетическое воспитание в семье: Пособие для работников  клубных   учреждений,— М.,   1988

 

 

Статья опубликована в сборнике «Психологические проблемы современной семьи: Тезисы IV Международной конференции. 21-23 октября 2009 /Под ред. Е.И.Захаровой, О.А.Карабановой. М., 2009.