Елена Сергеевна Евдокимова, 
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»

 

 Воспитание ребенка устремлено в будущее. В каком мире будут жить  сегодняшние воспитанники детских садов, мы не знаем, но в наших силах проследить явные тенденции в развитии общества, развитии отношений мира Взрослости и мира Детства. «Будущее в его сложной игре с прошлым и настоящим, - по мнению Б.М.Бим-Бада, - составляет важную часть науки о человеке воспитуемом и воспитывающем». Из века в век повторяются и наполняются новым содержанием разворачивающиеся в пространстве и времени Детства отношения ребенка с природой, социумом, самим собой.  В одних ситуациях эти отношения выстраиваются при участии взрослых, в других – он активно строит их сам, либо во взаимодействии с другими детьми: сверстниками, старшими и младшими по возрасту. Благодаря отношениям формируется, начиная с дошкольного периода, субъективная картина мира.
Как известно, с ребенком взаимодействует не один воспитывающий взрослый! На скалистом пути культурно-исторического развития он встречается с разными взрослыми: родителями, близкими и дальними родственниками, воспитателями детского сада, учителями школы, другими взрослыми, отношение к которым у ребенка меняется по мере взросления, развития его потребностей-способностей. Согласно исследованиям отечественного психолога Д.И. Фельдштейна (1997), в возрасте от 0 до 6 лет ребенок находится с родителями в актуальных отношениях; с другими взрослыми, контактирующими с ним, сначала в парциальных (от 0 до 1 года), затем в заинтересованных отношениях; сверстниками – от 0 до 1 года - в индифферентных, от 1 года до 3 лет - в  парциальных, после 3 лет – в  заинтересованных отношениях; старшими – от 0 до 3 –х лет в  парциальных, затем в заинтересованных отношениях; младшими детьми – до 3-х лет – в индифферентных, затем (от 3 до 6 лет) в парциальных отношениях. Находясь в «со-бытийной общности со взрослыми» (по опр. В.И.Слободчикова), ребенок реализует свои потребности в развитии  физического, сенсорного, интеллектуального, духовного Я, в свободе и взрослении. Длительные актуальные отношения с родителями обусловлены, прежде всего, тем, что они дают ребенку ощущение безопасности, удовлетворяют важную для человеческого развития потребность в любви. Однако наступает момент, когда этого становится недостаточно: не только для детей, но и для взрослых. Стремясь расширить границы отношений ребенка с объективным миром, а также, удовлетворяя свои потребности в личностном и профессиональном росте, родители обращаются за социальной поддержкой к  детскому саду.  В детском саду перед ребенком открываются новые возможности опыта и взаимоотношений с людьми. В новой социальной системе он должен научиться заботиться о себе и развивать свою автономность внутри коллектива. Поступление в детский сад, заставляют ребенка изменить свои взгляды на «другого».
Как складывались отношения с миром взрослых и миром детей в прошлом XX веке, как складываются они сейчас?   На этот вопрос нам помогли дать ответ автобиографические материалы, а также результаты анкетирования и интервьюирования, рисуночных тестов, полученные в ходе исследования, проведенного в 2002 – 2007 гг.  Благодаря автобиографическим сочинениям, этому рефлексивному жанру, можно  узнать «что же осталось в человеке от его первых дней, почему сохранилось именно это, а не другое, как коррелирует вся последующая судьба человека с началом» (5, С.11).   Ценность автобиографических материалов о детстве в их документированности, считают исследователи-антропологи Б.М.Бим-Бад и О.Е.Кошелева (1998). Материалы неопровержимо свидетельствуют о том, что осталось в памяти навсегда, то воспринимается в ней спустя годы.   «Человек взрослеет, но детская душа живет в нем; ничто не умирает в человеке, пока он жив. Мое прежнее «я», еще вчера такое живое и пылкое, таясь, живет во мне и сегодня, и стоит мне отрешиться от злобы дня, как оно всплывает на поверхность»,- констатирует Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) (5, С.13).  Ценность для науки, изучающей воспитание, представляет также интерпретация и оценка зрелыми людьми опыта собственных ранних лет. Признания, данные в сочинениях, не только проявляют проблемы детства, но и предлагают варианты их решения.  
Организуя исследовательскую работу в 20 детских садах - экспериментальных площадках лаборатории проблем образования родителей, а также на факультете дошкольного и начального образования ГОУ «Волгоградский государственный педагогический университет», на факультетах «декоративно-прикладное искусство», «социально-культурная деятельность»  Волгоградского государственного института искусств и культуры»,  мы обращались к состоявшимся и будущим родителям, прародителям, педагогам с просьбой вспомнить  события своего дошкольного детства, связанные как с позитивными, так и негативными переживаниями и отразить их в сочинении «События моего детства». Объясняли, что полученное с их помощью знание послужит развитию понимания взаимоотношений мира Детства и мира Взрослых.  Возраст испытуемых: от 18 до 80 лет, место жительства: городские округа - Волгоград, Волжский, Фролово и др. территориальные поселения Волгоградской области. Анализируя собранный нами материал: автобиографические сочинения, ответы в анкетах и интервью, и сравнивая полученные результаты с результатами  многочисленных исследований социологов и психологов (С. Я.Собкин, Е.М. Марич; М.В.Осорина; М.С.Егорова, Н.М.Зырянова и др.), мы обнаружили, что в картине детства первое место занимает «со-бытие с природой»; на втором месте стоит «со-бытие с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами в семье»; на третьем месте -  «со-бытие с воспитателями и детьми в детском саду»; четвертое место занимает «со-бытие со сверстниками и постижение возможностей своего Я».  Об этом же свидетельствует проведенный нами тематический анализ рисунков воспитанников детских садов г. Волгограда в возрасте 4-7 лет.  Чаще всего дети изображают окружающую их природу: цветы, деревья, голубое небо, солнце; себя в этом ярком мире: в окружении леса, на поляне цветов, рядом с любимыми животными. Вторую и третью позиции занимают темы: «О себе и своих близких», «Игрушки». «Семья» в рисунках воплощается детьми неодинаково. Не всегда дети изображают родителей, близких. Чаще всего в работах присутствует символ семьи – дом. Четвертую позицию занимают рисунки «О жизни детского сада».
Дошкольный возраст – сензитивный период развития образного познания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения; осмысления законов физического и социального мира, исходная форма теоретического мышления ребенка, формирования любознательности.  Дети неизменно проявляют потребность в познании окружающего и, прежде всего, близкой, полной тайн родной природы. Мир природы открывается по-особенному, когда рядом с ребенком родные люди.
Педагог-гуманист И.Ф. Свадковский, глубоко изучавший исследовательское поведение детей вспоминал: «Не знаю, сколько мне было лет, когда я почувствовал себя человеком, созерцающим мир. Я был на руках моего отца, отправившегося в путешествие. Мы шли с ним вечером. Картина звездного неба открылась мне впервые во всем своем величии и красоте… и эта картина вспоминается мне каждый раз, когда я думаю о своем детстве. Этот пример как  бы иллюстрирует не новую, но очень верную мысль, что от природы человеку свойственно интересоваться окружающим миром, что вне всяких утилитарных побуждений он стремится к знаниям» (из неопубликованных работ, 1977).
Интерес, переживание радости от открытия мира вместе с близкими взрослыми показаны в следующих фрагментах сочинений.
«Лето. Прекрасная пора во всех отношениях. Можно ходить на пляж, собирать полевые цветы, ездить на рыбалку. Одна из таких поездок мне очень запомнилась. В то время я была 4-летним ребенком. Все, что окружало меня, казалось очень большим. Многое  я  открывала для себя впервые.
Мы: моя семья и наши друзья, поехали отдыхать на Медведицу. Место для ночлега выбирать не пришлось. Первое, что меня удивило – деревья. Они были для меня такими большими, что казалось их верхушки (я их так и не могла разглядеть) упирались в небо!
Трава была такая высокая и мягкая, что я на ней кувыркалась и не чувствовала земли. Настоящий ковер!
А потом папа дал мне удочку, и мы с ним отправились ловить рыбу на ужин. И чудо … Я поймала рыбку первая. Это был маленький ершик. Но для меня это было огромным событием. Взрослые поймали достаточно рыбы. Но вечером, когда все ели ароматную уху, которую сварили на костре, все хвалили меня, объясняя, что это из-за моего улова получилось такое замечательное блюдо. Меня распирало от гордости и радости. Эту поездку я помню и сейчас» (из сочинения  И.Чернышковой).
«…Мы с братом (босоногие) сидим на лавочке у дома и болтаем ногами. У калитки стоит маленькая седая женщина – наша бабушка Шура. Она улыбается и кажется нам очень красивой. Все мы смотрим в одну сторону. Из-за угла появляется корова Зорька. Увидев бабушку, она смешно вытягивает губы, словно тоже ей улыбается. Но мы то знаем, что корова просит у бабушки кусочек хлеба. Получив лакомство, чмокает губами, подставляет бок, чтобы ее погладили, а потом важно проплывает через двор к сараю. Там терпеливо ждет, пока ей помоют вымя и насухо вытрут; только жует свою жвачку и косит на нас свои влажные глаза. И вот первые струйки ударили звонко по ведру, запахло парным молоком. Для нас детей, открывается удивительный мир слияния человека и животного.
Не передать словами ощущение прикосновения губ к парному молоку. Погружаешься в нежную пену и замираешь. Ощущение, что прикасаешься к чему-то удивительному и неповторимому. Прошли годы, но для меня до сих пор нет ничего вкуснее парного молока и краюхи бабушкиного хлеба» (из сочинения В.Н.Гордеевой).
Изучая сочинения взрослых, непосредственно беседуя с педагогами и родителями, мы убедились в верности слов Ф.М.Достоевского, который писал, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома: если набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только хорошее воспоминание может послужить нам во спасение.  «Чем дальше меня уносит течением жизни от берегов детства, тем больше нежности я испытываю к своим родителям и прародителям, давшим любовь, подарившим яркие незабываемые события. Сколько сил я черпаю из этих воспоминаний в трудные жизненные минуты!», - поделилась Е.С.Водолагина в интервью.
Среди позитивно оцениваемых респондентами семейных событий: «Поездки к родственникам»; «Прогулки выходного дня: в парк, музей, на выставку и пр.»; «Путешествия с родными в другие города (на море)»; «Отдых в деревне у бабушки и дедушки»; «Семейные праздники: новый год, день рождения, др.»; «Рождение сестры/брата»; «Зимние/летние игры и забавы с родителями»; «Подарки от родителей: игрушки, велосипед, новое платье и т.д.».
Рассмотрим на примерах сохранившиеся в памяти взрослых людей позитивные детские впечатления, связанные с семьей.
«…Когда мне было 4 года, наша семья ездила к родственникам на Украину. Большое впечатление на меня произвела дорога. Я в первый раз ехала на поезде. За окном проносились леса, поля, красивые железнодорожные станции. Мы ехали по большому мосту через красивую реку. Когда мы вышли из вагона, нас встретили родственники. Я никак не могла понять, о чем они говорят. Ведь тогда я не знала, что разные народы говорят на разных языках. Мне очень понравилась эта поездка. Мы гуляли по городу Донецку, ходили в музей, зоопарк, кино. Это был самый запоминающийся момент моего раннего детства» (из воспоминаний М.В.Акимовой).
 «Из детства запомнилась атмосфера традиционного вечернего чая, когда за столом собиралась вся семья. Взрослые рассказывали  о том, что произошло за день, а еще вспоминали истории из своей жизни, очень нравилось слушать взрослых», - вспоминает в беседе  Л.Н.Мамонтова.
«Когда мне было 4 года, в магазине «Детский мир» я увидела много плюшевых игрушек, но больше всего мне понравился кот в сапогах. Я прижималась к витрине и очень хотела иметь в подарок этого кота, но мама говорила, что кот стоит дорого,  и у нас на него нет денег. Какова же была моя радость,  когда к Новому году отец принес домой этого кота для меня. Я очень любила и берегла игрушку»,-  рассказывает Е.Ю.Иванова.
Положительный образ родителей, вынесенный респондентами из детства, характеризуется: нежностью, заботливостью, общительностью, веселостью и разумной строгостью, готовностью оказать поддержку, способностью понять и откликнуться на детские желания, проявить сочувствие. Причем, в образе матери преобладают такие черты, как заботливость, нежность, мягкость, открытость, справедливость, а в образе отца – деловитость, сдержанность, строгость, защита.
Т.Ф.Журбина вспоминает: «В выходной день, когда вся семья была дома, мама напекла пирожков. Мы: папа, мой старший брат и я поставили табуретки друг за другом. У нас получился поезд. Папа и брат по очереди были машинистами, а мы со старенькой бабушкой Груней – пассажирами. Дорога была длинная и на остановках мама «продавала» нам пирожки за загадку, стихотворение, песню. Получилась игра, еда и концерт».
Большое место в детских воспоминаниях занимают игры и развлечения с родителями, благодаря которым развивались движения и речь детей.
О. Ершова, 1984 г. рождения,  вспоминая свое детство, написала: «…Самой моей любимой игрой в детстве была «Лиса и гуси». В нее играли: я, моя мама, братья и сестры. Если играли на улице, на земле проводился круг – нора лисы, если в доме – выбирался для норы угол комнаты. Хозяйка гусей – моя мама провожала их из дома пастись на луг. Некоторое время гуси гуляли, щипали траву, потом хозяйка звала их домой. Тут появлялась лиса (выбранный считалкой игрок) и начинала ловить гусей. Если лиса дотронулась до гуся, он должен был оставаться на месте. Если гусь добежит до хозяйки (хозяина), он на время (не более 10 секунд) спасен. Под защитой можно находиться только одному игроку.  Пойманных гусей лиса уводила в нору.  Игра заканчивалась тогда, когда были пойманы все гуси…».
«Мое детство проходило в селе. В детский сад я не ходила, так как его еще не было в то время. Но детство помню. Оно было счастливое и полно всяких событий. Помню, как наша семья заселилась в новый дом финского образца. Возле дома ничего не было. Отец решил сделать нам с сестрой подарок. Он смастерил возле дома большущую карусель. Она представляла собой очень высокую трубу и  от нее,  на толстых канатах спускались сиденья. Карусель получилась на славу. Детвора со всей округи сбегалась к нам на карусель, мы визжали, смеялись, радовались. Я была очень довольна и горда этой каруселью и отцом»  (из сочинения Л.Н.Бельшовой).
Среди негативно оцениваемых респондентами семейных событий оказались: «Ссоры родителей», «Алкоголизм отца», «Наказания (в т.ч. физические) за шалости», «Неудачно окончившиеся эксперименты с животными и предметами»; «Длительные разлуки с родными», «Болезнь и смерть родных», «Чрезвычайные происшествия в семье, например, пожар».
Отрицательный образ родителей, сложившийся в детстве, характеризуется: повышенной строгостью, критичностью, разными ограничениями свободы, усталостью, раздражительностью, запугиванием.
Например, О.П.Кузнецова, вспоминая детство, с горечью рассказывала о том, как неудачное выступление на детском празднике  было подвергнуто критике со стороны родителей и наказанию в виде неоднократного чтения стихотворения. До сих пор, выступая публично, женщина испытывает страх и ждет отрицательной оценки со стороны.
После родителей самые родные для ребенка люди - бабушка и дедушка. Их отношения к внукам имеют эмоциональную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные. Несмотря на разницу в возрасте прародители и дети чрезвычайно близки друг другу. Замечено, что степень близости старого и малого нередко прямо пропорциональна разнице в возрасте. Чем дальше на шкале жизни отстоят они  друг от друга, тем теснее связь. Т.М. Афанасьева полагает, что причина  тесных отношений в том, что как у ребенка, так и у стариков  все радости и печали складываются из самых простых и естественных впечатлений бытия. И те, и другие радуются солнышку и снегу, зеленой травке, пробивающей асфальт  (1, С. 164-166).
Впечатления от со-бытия вместе с дедушками и бабушками переданы в следующих фрагментах сочинений.
«Когда мне было лет 7, меня отвезли в деревню к бабушке и дедушке на лето. Оно было в тот год дождливое и грибов уродилось много. И вот однажды дедушка, который каждое утро уходил пасти коз, после моих многочисленных просьб решил взять меня с собой. «Заодно и грибов наберешь», - сказал он тогда…  Дед предупредил меня, что пойдем мы далеко, на выгон. Так называлась возвышенность за деревней, где пасли скот и где в достатке были грибы. Когда мы поднялись на самую высокую точку, грибов в моей корзине было много.  И тут я подняла глаза к небу. Боже, казалось, сердце разорвется от удивления, восхищения и в то же время страха, который я испытала в ту минуту! Казалось, эти грозные облака находятся над самой моей головой, и стоит протянуть руку, я коснусь их! Это было ощущение радости и шока одновременно! Голубое небо, причем какое-то пронзительно голубое и облака иссине-серые клубились совсем  рядом, прямо надо мной… В голове роились мысли о чем-то вечном, бесконечном, о вселенской сущности…До сих пор, когда я вспоминаю об этом, испытываю какое-то волнение, тоску по своему деду, который научил меня многому и которого давно уже нет в живых» (из сочинения Т.В.Ступко).
Бабушки и дедушки прощают детей за шалости, понимая их необычайно деятельную натуру.  «Однажды мы собрались в гости. Меня нарядили в белое платье, завязали большие банты и сказали играть во дворе. Бабушке нужно было закончить дела на кухне, а дедушке ремонт машины. Я заскучала, и пошла в дом, на кухню. Бабуля меня отослала назад, на улицу. Тогда я пошла к деду в гараж. Он лежал под машиной. Но это не мешало нам разговаривать. Когда он вылез из-под машины, его взору открылась следующая картина: перед ним стоял ребенок, полностью перепачканный в мазуте, с гаечным ключом в руках. Дед позвал бабушку, и в этот момент я им стала петь песню, тут же сочиненную: «С бабой буду щи варить, с дедом буду гайки крутить. Все я сумею, все смогу, сердце мое не камень». Они долго смеялись… (из сочинения А.С.Катковой).
Прародители – носители устной народной традиции, передающие в постулатах-назиданиях мудрость предшествующих поколений.  «Когда я была маленькой, помню как бабушки и дедушки мои вспоминали о деревенских праздниках и гаданиях, о том, как ходили ряженые из дома в дом с колядками: смешными стихами: «Коляда, коляда, отворяй ворота! Приходи коляда, подавай нам пирога» (из сочинения Ю.А.Ролдугиной).
Для пожилых людей, в прошлом детей Сталинграда, принявших участие в исследовании, самым страшным событием их детства была война. Описывая жуткие картины бомбежек, 70 - 80 - летние люди, показывали мужественное и сердечное отношение родных к своим детям в минуты и часы страшных испытаний.  «23  августа 1942 года  был  воскресный, солнечный  день, - рассказывала  в  беседе  Н.П.Водолагина.  Мы, дети, живущие  около вокзала – Сталинград II, вышли  на  улицу. Вдруг, в небе появился самолет  и  выбросил  много листовок. Мы, конечно,  бросились  все  за  листовками. А за листовками  полетели  бомбы. Нам было  страшно! Бомбы  со  свистом  летели  и  взрывались; рушили  дома, подворья.
Я прибежала  домой; мама схватила  меня, обняла  крепко  и  с  глубоким  вдохом  сказала: «Господи, где ты  была!?  Никогда  не  уходи  из  дома  от  нас».
…После этого  страшного  дня  пошли  ежедневные  бомбежки. 25, 26 августа наш квартал  горел  с  двух сторон.  Валил  черный  дым, не было  видно  солнца. Мы  сидели  вместе  с  соседями  в  бомбоубежище, везде  были  слышны  взрывы: то  слева, то  справа. Немцы  бросали  не только  бомбы, но  и  дырявые  бочки, которые  летели,  визжа, нагоняя  страх. Да, было  так  страшно, что  не  передать  словами.  Есть и  пить  было  нечего. Мама  взяла  ведра  и  пошла  на  Волгу  за  водой. Набрав  воды,   она  возвращалась к нам с полными ведрами, по  пути  захватив  зерна  пшеницы. Трассирующие  пули летали  взад и  вперед. Одна  из  них  настигла  маму. Пуля  влетела  в  левый  бок  и  вылетела  из  правого, просверлив   живот. Обтекая  кровью, она  донесла  воду   и  зерна  пшеницы  нам, голодным  детям.  Придя  в  бомбоубежище, мама  позвала  меня  к  себе  и, вытащив  из  кармана  головку  сахара,  протянула  его  мне. Он был пропитан весь кровью...» (из воспоминаний Н.П.Водолагиной).
Анализ полученных материалов показал, что ранние воспоминания респондентов о детстве относятся к возрасту от 4 до 7 лет. И это не случайно. 4-5 лет – исходный рубеж реального самовосприятия. От того, кто (няня, мама, тетя, дядя) и какой взрослый (добрый или злой, умный или глупый) окажется рядом с ребенком, будет зависеть нравственный выбор ребенка в его первых столкновениях с холодностью и жестокостью жизни (Б.М.Бим-Бад, О.Е.Кошелева, 1998).
 «Вторым домом» для детей, по выражению взрослых является детский сад, который способен наполнить новым смыслом жизнь детей. В одном из интервью дошкольники так характеризовали детский сад: «Детский сад – это группа нас, мы играем, поем, занимаемся физкультурой, английским языком»; «Где полно детей, целая куча… от малышей до подготовительных…»; «Детский сад – это  уютный дом,  где много игрушек, где бывает театр и цирк. Где много детей, книжек,  где есть очень хорошие воспитатели»; «Это маленькая, маленькая школа, только с игрушками!»; «Взрослые ходят на работу, им там весело! Вот и отводят своих детей в детский сад»; «Здесь весело, а дома только ругаются  все!»; «Хорошо, можно играть, а дома скучно…»; «На базаре стоять со мной нельзя, вот меня и сдают в детский сад»; «Вот теперь маме с папой хорошо, что пристроили меня в детский сад».
Анализ сочинений на тему: «События моего детства» показал, что позитивной оценки заслуживают следующие события в детском саду, организованные взрослыми: «Праздники и развлечения»; «Совместные игры»; «Прогулки и экскурсии»; «Рассказы воспитательницей сказок»; «Понимающее общение»; «Занятия рисованием, лепкой, музыкой»; «Уход за животными и птицами в живом уголке».
Приведем примеры светлых впечатлений, вынесенных из детского сада.
 «Самые счастливые воспоминания моего детства связаны с детским садом, в который я пошла, как и тысячи нормальных советских детей, в годовалом возрасте. В детском саду мне нравилось абсолютно все: занятия рисованием, лепкой, танцами, прогулки и просто игры, а самое главное – общение. Я не единственный ребенок в семье (нас три сестры), но в большом коллективе я всегда чувствовала себя лучше, чем в одиночестве. Я не любила в детстве болеть, потому что не могла ходить в детский сад...»(из воспоминаний Постаевой Т. В.).
«Мне в моем детстве садик понравился тем, что в нем было очень хорошо и весело, как дома. Было много мероприятий: музыкальные и театрализованные – и все мы были там задействованы. Особенно интересен был праздник Нового года, у всех детей были красивые костюмы, которые выдавали в садике. У нас была даже своя костюмерная.  Но кое-что делали и наши родители. Воспитатели принимали большое участие во всех праздниках, они наряжались в разные костюмы и гримировались, а мы должны были угадать кто это. Так же мне нравилось, что всегда отмечали наши дни рождения и дарили подарки, которые делали своими руками.
Еще у нас были разные музыкальные и творческие занятия, на которых мы разучивали разные песни и делали всякие поделки из пластилина и открытки из цветной бумаги своим родителям на праздники» (из воспоминаний Гуреевой Н. С.).
Положительный образ воспитателя, вынесенный респондентами из детства, характеризуется: заботливостью, добротой, общительностью, пониманием трудностей развития, увлеченностью взаимодействием с воспитанниками, внешней красотой.
Нередко в воспоминаниях образ воспитательницы детского сада показывается в сравнении с образом матери, где чужой  человек чувствует и понимает желания ребенка так же как близкий, родной человек, а иногда – и глубже, сильнее.
«…Морозное, снежное утро. Меня и мою сестренку мама на саночках везет в детский сад. Вокруг было так красиво! Снег искрился, блестел, деревья стояли в снегу, и солнышко уже сверкало. Так хотелось петь! Ну, попробуй тут запеть, если рот завязан чуть ли не по лоб, толстым, пушистым шарфом. Неужели мама не видит как красиво вокруг и так не хочется сидеть на санках. А она все катит и катит эти санки. Я пыталась встать с этих санок, но так была укутана, что сразу же свалилась в снег, да прямо лицом. Ух, реву -то было! Куда и красота-то вся делась: и снег блестящий и солнышко яркое. Но тут и детский сад уже. И какая радость! Меня на руки взяла воспитательница, раздела, потом усадила к себе на колени и все говорила, какая я хорошая, да красивая. Я тогда подумала: «Она меня больше всех любит!» И все мне в ней нравилось: и прическа, и одежда, и мне казалось, что она лучше всех во всем мире!» (автор сочинения неизвестен).
К сожалению, в мире дошкольного воспитания, рядом с «нежными, чуткими, понимающими» работают и «неосвещенные» взрослые, грубое воздействие которых травмировало детскую душу и спустя годы способно напоминать о себе. 
Негативно оценивались респондентами: «Наказания детей (себя и других) в детском саду», «Насильственное кормление воспитателем нелюбимыми блюдами», «Обязательный сон в детском саду», «Отрицательная оценка педагогами достижений воспитанников на глазах у сверстников». У некоторых детей вызывало негативную реакцию раннее пробуждение для посещения детского сада («особенно в холодное время года и плохую погоду»).
Отрицательный образ воспитателя, сложившийся в детстве, характеризовался согласно представленным фактам: повышенной строгостью, раздражительностью, грубостью.
Поскольку в детском саду работает с детьми не один воспитатель, нередко в памяти детей запечатлеваются разные образы воспитывающих взрослых. Например: «Мои воспоминания о детском садике не очень хорошие. Я в садик ходить не любила. В основном из-за одной воспитательницы. Почему-то она мне с первых дней не понравилась. Насколько помню, звали ее Тамара Васильевна. У нее был слишком громкий, грубый, неприятный голос. И уж слишком она была строга к таким малявкам, как мы. Наказывали нас за малейшие провинности. Мне запомнилась следующая картина. Мальчик сломал какую-то игрушку. Она раздела его до гола, и он стоял в углу и плакал от стыда и от обиды.
Но была и другая воспитательница, которая по сравнению с Тамарой Васильевной казалась нам ангелом, самой доброй и нежной. Помню, как она  с нами весело играла, рассказывала перед сном сказки и т.д. Поэтому, мне очень хотелось бы, чтобы все люди, работающие в садике, будь то воспитатель или нянечка, были бы нежнее и внимательнее к нашим детям. И относились бы к ним как к своим родным детям (из воспоминаний Русиной Т. Г.). 
С первых лет жизни  ребенок активно реагирует на детскую среду – в семье, дворе, группе детского сада, где он оказывается в своем особом мире. Эта среда, по мнению отечественных и зарубежных психологов,  не просто противостоит взрослым людям, но создает дистанцию ближайшего развития  (Ньюкомб Н., 2002;  Осорина М.В., 1999. Фельдштейн Д.И., 1997).
Одно из самых ярких впечатлений детства - игры и занятия с детьми,   которые и спустя годы вспоминают взрослые, занимающиеся воспитанием собственных детей и нередко переживающие за разворачивающиеся отношения своей дочери (сына) со сверстниками (а также младшими и старшими по возрасту детьми).
Примером размышлений о судьбах современного Детства, в сравнении с прошлым, выступает сочинение Н.В.Гойдина.  «Глядя на свою дочь Анастасию или просто Настеньку – ребенка пяти лет, очень энергичного, импульсивного, видишь, как она растет и развивается, как играет с другими детьми, то невольно вспоминаешь и свое детство...
Почему-то кажется, что твои дети, и особенно те, что по соседству, с которыми дружит моя дочка, очень быстро растут. Может быть, поэтому остается чувство, что твое детство длилось дольше. Может быть, все дело в огромном потоке информации, свалившейся на них порождением цивилизации и моему ребенку как бы остается меньше времени на игру, на природу и прочие очень нужные детские пустяки…
Пытаясь составить компанию своей дочери и ее приятелям во дворе, замечаю, что ребятишки играют гораздо меньше. То, во что играли 40 лет назад для этих дворовых ребятишек совсем в новинку. Ну, прятки, жмурки, ну догонялки…Но ведь были: «Птички на дереве, а  собачка на земле», «Казаки-разбойники», «Веришь не веришь», «Двенадцать палочек», «Камушки», «Тухлое яйцо», «Штандер». Многое забыл. Вот только ради ребенка все и вспоминаешь, ведь чем больше этих игр, тем больше фантазии и самостоятельности, а уж энергии детству не занимать…
Ну, что еще я помню: приготовление секретиков и тайников; босиком по лужам никто не запрещал бегать, и бегали все и почему- то верили, что когда идет дождь, значит где-то померла лягушка. А как хорошо пахло асфальтом после дождя! А сколько корабликов было сделано из спичек, листьев, орехов и сережек, а также из реек старой деревянной тары; и все это делалось одним перочинным ножиком и старательно шлифовалось о тот же асфальт. Почему-то радуга в городе казалась больше, а в поле ярче. Помнится, разноперые  кузнечики прыгали прямо по двору, а стрекоза по уговору садилась на пальчик. Сейчас этого почти незаметно или нам, взрослым, просто некогда?
А вот мыльные пузыри мы в детстве ловили на шерстяной платок, а трубочки для пускания пузырей сворачивали из бумаги; сворачивали самолетики; простой бумажный змей на нитке это уж само собой. Да и ветер всегда находился по этому поводу.
Зимой обязательно лепился снеговик, а вот коньков и лыж сейчас уже не видно, а в мое время это было само собой.
Весной, когда таял снег и лед, по обочинам дорог текли ручьи. И мы очень хорошо помним, как устраивали гонки на спичках. Я думаю, что это эмоционально полезней и здоровее, чем телевизор и компьютер.
А если рассказать, как делаются ракетки (с реактивным приводом) из пластмассовой расчески и фольги из-под шоколада, так вообще не хватит бумаги!  В 5 или 6 лет ребенок впитывает в себя все, как губка воду. Со временем ненужное испарится, нужное останется…» (из сочинения Н.В. Гойдина).
Психолог М.В.Осорина, изучающая «секретный мир детей в пространстве мира взрослых», показывает, что чем старше становится ребенок, тем настойчивей он пытается выступать на сцене жизни как отдельное от матери, самостоятельное и дееспособное существо.  После трех лет ребенок начинает обращать все больше внимания на сверстников. Он обнаруживает, что можно играть не рядом, как это было раньше, а вместе (4, С.80-81).
Описание того, как ребенок осваивает трудную практику взаимодействия со сверстниками в игре, мы также нашли в сочинениях респондентов.   «Один раз я поссорилась с друзьями. Я гуляла в своем дворе и через забор смотрела, как играют ребята. «Ну и пусть, - думала я. – А я свою игру  придумаю. Ребята сами захотят ко мне прийти».  Я вышла на улицу и вдруг в траве увидела красный цветочек.  Я выкопала совком ямку, застелило травою дно, положила цветок и накрыла его осколком стекла. Под яркими лучами солнца цветочек светился и напоминал Аленький цветочек из сказки. И это стало моим «секретом» как бывает и у других девочек.
Однажды, когда  я любовалась своим «изобретением», ко мне подошла девочка Саша и спросила: «Можно я буду играть с тобой?» Я обрадовалась и конечно разрешила. Потом подошли и остальные ребята. Мы нашли еще цветочки, выдернули всю траву, и у нас образовалась маленькая клумбочка. Все руки и коленки были перепачканы землей, но нам было весело и интересно вместе. Так мы помирились и больше старались не  ссориться. В этом помог мой маленький «секрет» (из сочинения  Н.И.Ивановой).
В сочинениях, посвященных детству, авторы нередко описывают и  впечатления, не только полученные от взаимодействия со сверстниками в родном дворе, но и в группе детского сада.
«Однажды зимой, перед новым годом, всю детскую группу, в том числе и меня, вывели на улицу, на прогулку. На улице шел мокрый снег, ветра не было. Выйдя на улицу, мы с ребятами сразу же принялись лепить снеговика; кто-то играл в снежки, а кто-то катался на льду. Слепив снеговика, мы решили сделать из снега большой дом. Нас было восемь человек и нам не составило большого труда слепить и дом. Дом был с дверью, с окнами, и даже с крышей. Мы долго играли в нем: то залезали, то вылезали из него, кидались снежками. И так было весело и интересно, что не хотелось никуда уходить. Но подошло время и воспитатели стали заводить всех детей в группу…Это была самая интересная зимняя прогулка» (из сочинения В.В.Федосеева).
Проведенное нами исследование показывает, что близкие (родители, прародители, братья, сестры) и чужие, контактирующие взрослые (воспитатели детского сада) и сверстники, составляя естественное окружение ребенка, играют неоценимую роль в его социальном развитии, поддерживая или затрудняя его восхождение к ценностям культуры.
Изучение событийной картины детства, как свидетельства разворачивающихся отношений с миром, а также ее реконструкция в  специально созданных ситуациях  взаимодействия воспитателей и родителей, с  целью глубокого понимания со-бытия ребенка со взрослым, развивает способность видеть, слышать проблемы детей и поддерживать  в  их  решении. 
В начале ХХ века В.В.Зеньковский писал: «Значение воспоминаний детства в том, что они имеют очень глубокое влияние на наше понимание детства, развивая в нас непосредственное, интуитивное вживание в душевный мир ребенка. Не сообщая нам точного материала, будучи неполными и отрывочными, наши воспоминания из времени детства сохраняют в нас способность конгениальной отзывчивости на то, что переживают наблюдаемые нами дети» (2, С.25).
Использованная литература:

  1. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.
  2. Зеньковский В.В. Психология детства/Отв. Ред. И сост. П.В.Алексеев.- М.: Школа-Пресс, 1996.-336 с.
  3. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб. 2002.
  4. Осорина М.В.Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб. 1999. -288 с.
  5. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии /Под ред. Б.М.Бим-Бада и О.Е.Кошелевой. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 432 с.
  6. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., 1997

 

Статья опубликована в журнале «Дошкольное воспитание», 2008, № 11.