Е.С.Евдокимова  

    Известно, что в детском саду воспитание и обучение протекают как запланированный процесс. Вся воспитательно-образовательная работа с детьми отражена в перспективных и календарных планах. Иное наблюдается в семье.

Специально проведенное нами изучение отношения родителей к планированию, показало, что редкий родитель планирует воспитывающеевзаимодействие с ребенком в семье.  Хорошо ли это? Ответ на этот вопрос дают в своих работах как отечественные, так и зарубежные исследователи. Среди них: В.С.Собкин, Е.М. Марич (2002); О.В. Солодянкина (2004), Дж. Лешли (1991) и др. Соглашаясь с т.зр. названных ученых, мы полагаем, что воспитывать детей без цели, без ориентации на промежуточные и конечные результаты, не планировать события, которые приведут нас к выполнению задуманного -  значит не осознавать своего родительского предназначения, не понимать к чему мы стремимся в воспитании, а также где находимся на данный момент.  
Как помочь родителям научиться планировать свою деятельность, находить в суете каждого дня место для взаимодействия, общения с ребенком? Хороший способ помочь семье планировать взаимодействие с детьми, способное удовлетворить их потребности в познании окружающего мира – семейный календарь, в котором могут быть представлены расписанные по дням года сведения и рекомендации по организации разнообразной развивающей совместной деятельности взрослых и детей в семье.
Календарь – уникальное изобретение, известное с древности и не потерявшее своей актуальности в 21 веке, позволившее человечеству на протяжении многих веков ориентироваться во времени, а также определенным образом выстраивать взаимодействие с миром. Россиянам хорошо известен народный календарь. В широком понимании народный календарь – это стереотипный способ хронологической организации в течение года всей повседневной жизни малых и больших социальных групп в его ментальной и социокультурной обусловленности. Исследование народного календаря привело ученых к выделению следующих его составляющих: календарь хозяйственной деятельности, общинно-церковной жизни, семейный календарь, детский народный календарь и т.д. (В.А.Зверев, 2002). Народный календарь удивительным образом отражает отношение человека к миру. Свидетельством почитания нашими предками природы, земледельца – кормильца-батюшки, является следующий пример из календаря: «14 сентября – день Семена-летопроводца. Считалось, что лето длится до 14 сентября. До этого дня с ним надо распрощаться по-хорошему, устроить ему торжественные проводы. Прощаясь с летом, в старину пели песню про уходящего от людей «батюшку-лето», «лечушко». Главным героем лета был пахарь, земледелец – муж и отец, кормилец-батюшка. В его честь тоже пели песню, прославляя его труд: « … пахарю за это многие лета и многие слава! Слава! Слава!» Мужик-крестьянин, слушая песню, приговаривал: «Спасибо, люди добрые, за песню, за слова хорошие! Спасибо и за то, что лето вспомнили, природу-матушку поблагодарили! Ешьте хлебушко на здоровье» [2].
Развивая традиции народного календаря, семейный календарь открывает новые возможности для сотрудничества и сотворчества взрослых в деле воспитания детей, обеспечивая необходимую преемственность. Он  (календарь) не навязывает, а предлагает родителям, прародителям содержание, формы, способы взаимодействия с детьми. Каждая семья свободна в своем выборе: принять семейный календарь,  восстанавливая, либо заново создавая семейные традиции при поддержке педагогов, или полностью воздержаться  от  данной формы  планирования, сохраняя выбранные ранее средства управления временем и взаимодействием с детьми.
Семейный календарь может состоять из двух  взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна - сопровождающая, инвариантная, предлагается детским садом для всех семей воспитанников; вторая – вариативная, проектируется каждой семьей в отдельности, в логике семейных потребностей, традиций.
I сопровождающая инвариантная часть, предлагаемая детским садом, с
учетом воспитательно-образовательной работы в группе может включать:
сведения о сезоне, а также о сезонных народных праздниках и рекомендации по их проведению в семье, с учетом возраста детей; сведения о всемирных, всероссийских государственных, областных, городских, районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье, с учетом возраста детей;  сведения о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье,  и рекомендации по организации общения с детьми о профессиях; сведения о мероприятиях, проводимых для семьи в детском саду (консультациях, заседаниях клуба и пр.); рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье – семейного чтения, семейных прогулок в природу, экскурсий в музей, на выставки,  к достопримечательностям (погружение в историю и культуру района, города, села), художественной деятельности и пр.; сведения о репертуаре театров и рекомендации о проведении «дня театра» в семье;   сведения о музеях города и об организуемых выставках,  рекомендации о проведении «дня музея» в семье; сведения о концертах и рекомендации по их посещению вместе с ребенком; афоризмы о воспитании.
II вариативная часть, планируемая семьей, может содержать: сведения о
семейных праздниках - днях рождения семьи, родных (именины), друзей семьи (в т.ч. друзей ребенка), а также о днях памяти в семье;  сведения о семейных прогулках, поездках и др.; сведения о семейном отдыхе (отпуск родителей);  сведения о достижениях сына (дочери).
Оформляя семейный календарь, педагоги и родители в полной мере могут проявить свои художественно-оформительские способности. Апробируя данную форму совместного планирования воспитания дошкольников, мы выбрали следующий вариант дизайна: основной текст распечатывается на цветных листах формата А 4, в соответствии с сезонами календарного года, и оформляется в файловую папку; на титульном листе указывается фамилия семьи, ведущей календарь; на 2 листе от лица педагогов, а на 3 листе от ребенка представляется обращение к родителям и прародителям, раскрывающее смысл семейного календаря.  Специалисты МДОУ д/с № 200 г. Волгограда обратились к родителям со следующими словами:     
 «Дорогие нашему сердцу мамы и папы, бабушки и дедушки! Хотите наполнить душу Ребенка светлыми образами, рождающими Любовь, Доброту, Деяния, тогда не теряйте время на суету!  Мы нередко говорим: у нас не хватает времени, чтобы общаться с ребенком. А сами разговариваем по телефону, смотрим сериалы: тратим драгоценные минуты отведенной нам жизни на неважные занятия, пропуская важное: питание души сына, дочери прекрасными, духовно и нравственно возвышенными образами!
   Наши прародители, знали цену каждого дня, нарекая его своим именем, закрепляя за ним те или иные события - совместное бытие с Миром...  Не обходил вниманием  народный  календарь и семейно-родовые отношения, напоминая, когда и как почитать родных.
   Семейный календарь, который Вы держите в руках, продолжает традиции прошлого и открывает дорогу новым, осознанным отношениям между взрослыми и детьми… Он состоит из двух взаимопроникающих частей. В первой представляются  образы возможного совместного бытия  взрослых и детей в семье и детском саду, с учетом потребностей-способностей растущей личности Вашего ребенка. Вторая помогает отразить полученные впечатления от общения взрослых и детей друг с другом и окружающим миром, оценить пережитые вместе события…».
Не менее важно обращаться к родителям от лица ребенка. Например:  «Мама и папа! В четыре года я чувствую себя самым, самым, самым…- сильным, смелым, ловким, т.е. - всемогущим! Тело мое совершенствуется день ото дня: я прыгаю на одной ноге и удерживаю равновесие, на лету ловлю мяч, осваиваю двухколесный велосипед, ролики, делаю красивые танцевальные движения... Я напоминаю вам "вечный двигатель", "исследуя" все, что попадается на пути! Я радую и поражаю вас своими интеллектуальными способностями: считаю до пяти и выполняю простые математические действия, печатаю буквы, копирую геометрические фигуры, знаю оттенки цветов, хорошо рисую и леплю,  учусь играть на музыкальных инструментах, ориентируюсь где «право - лево, впереди - позади»... Я постигаю смысл общих, абстрактных категорий, таких как  - счастье, справедливость, нежность, любовь...  Я преуспел в усвоении родного языка, мне нравится видоизменять слова, "изобретая" новые, "играть" рифмами. Пытаюсь решить для себя глобальные проблемы: "Что будет, если...?", "Зачем и для чего?", "Что плохо и что хорошо?"… Будьте рядом со мной на пути моего познания окружающего мира и самого себя! Давайте подарим друг другу незабываемые минуты и часы открытия Мира!»  По мере взросления ребенка и перехода в следующую возрастную группу содержание обращения изменяется.
Вводить семейный календарь как форму совместного планирования процесса воспитания важно по согласованию с родителями. Для этого целесообразно провести собрание, на котором: во-первых, родители и педагоги познакомят друг друга с особенностями проектирования и планирования воспитания в семье и детском саду;  во-вторых, педагоги покажут ценность планирования событий на будущее и их последующего отражения в текстах рассказов, рисунках, фотографиях (на примере собственного опыта и опыта других семей), а также предложат варианты оформления семейного календаря; в-третьих, педагоги и родители определят логику «передвижения» календаря из семьи в детский сад и обратно.
Передвижение календаря может быть следующим: после выходных, либо праздничных дней родители (в старших группах – сами воспитанники) приносят его в группу. Опираясь на представленные в календаре  события, дети делятся со сверстниками и воспитателями своими впечатлениями о проведенных с родными выходных, праздничных днях, а также буднях. В последующем календарь возвращается в семью, и на его основе родители продолжают организовывать разнообразное взаимодействие с детьми и др. родственниками, направленное на постижение семейных традиций, природного и культурного наследия родного края и др.
Анализ результатов использования семейного календаря в практике взаимодействия детских садов Волгоградской области с семьями воспитанников показал, что календарь способствует развитию открытых отношений не только между детским садом и семьей, но и миром Детства и миром Взрослости;  он обогащает детско-взрослое общение, как в семье, так и в детском саду, внося в него новые контексты в соответствии с познавательными потребностями детей в расширяющемся пространстве жизни. Семейный календарь  рождает у родителей и прародителей идеи будущих совместных дел в семье и детском саду, направленных на совершение ребенком самого наивысшего, благородного, на  что он способен в  детстве: внимания, чуткости, щедрости по отношению к другим людям, способности замечать и восхищаться  красотой  своей  Родины, души человека. 
Список литературы:

 

  1.  
    1. Зверев, В.А. Народный демографический календарь как объект социально-исторического исследования [Текст]  /В.А.Зверев // Актуальные вопросы истории Сибири. - Барнаул, 2002. - С.306-309.
    2. Лазарев, А.И. Народоведение: О русском народе, его обычаях и художественном  творчестве [Текст]. В 2 кн. Книга 2 / А.И.Лазарев. – Челябинск, 1997. – 192 с.- С.57-58.
    3. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы [Текст]: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя  дет.сада / Дженни Лешли. -  М., 1991.- 223 с.
    4. Собкин, В.С., Марич, Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст [Текст]  / В.С. Собкин, Е.М. Марич // Труды по социологии образования. Том. VII. Выпуск XXII. – М.: Центр социологии образования РАО, 2002. – 247 с.
    5. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей  [Текст] /О.В. Солодянкина. -  М., 2004.- 79 с.