В 2010 году сотрудники лаборатории завершили исследование по теме:

«Взаимодействие семьи, учреждений образования и культуры в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста на культурно-исторических традициях региона» (Региональный исследовательский проект «Разработка и внедрение региональной образовательной программы «Воспитание маленького волжанина» в практику муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Волгограда и Волгоградской области» (2002-2010); научный руководитель – Е.С.Евдокимова).

Объект: процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: процесс развития взаимодействия семьи, учреждений образования и культуры в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников на культурно-исторических традициях региона.

Результаты научного исследования: В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ № 655 от 23 ноября 2009г.) структура названной программы отражает специфику культурно-исторических, этнических социально-экономических, климатических условий Нижневолжского региона.

Для каждого участника воспитательно-образовательного процесса (педагогов, родителей, детей) в программе определены цели-ориентиры, направляющие внимание педагогов и родителей как на развитие актуальных для жизни ребенка интегративных качеств, так и на саморазвитие и совершенствование воспитывающих взрослых, как главного условия воспитания гражданина.

Разработано содержание образовательного взаимодействия воспитывающих взрослых с ребенком, обеспечивающее воспитаннику возможность познавать природу, историю, искусство и культуру родного края - Нижнего Поволжья, эмоционально откликаться на предъявляемые педагогами и родителями образы; определяющее формирование основ картины мира.

Технологии региональной программы (выстроенные на основе научного знания о технологическом цикле взаимодействия детского сада и семьи) обеспечивают развитие взаимно терпимых и ответственных отношений воспитывающих взрослых (родителей, педагогов детского сада, учреждений дополнительного образования, культуры и искусства), усиливающих воспитание нравственных качеств гражданина. Разработано примерное комплексно-тематическое планирование по региональной программе, позволяющее детскому саду и семье обеспечить овладение Ребенком знаниями о природе, истории и культуре родного края – Нижнего Поволжья и качествами, стимулирующими дальнейшую познавательную деятельность и устремленность к новому знанию, присвоение позитивных моделей поведения гражданина в природе и обществе

Достижения исследовательского проекта легли в основу разработки содержания раздела «Работа с родителями» по всем образовательным областям, рекомендованным «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009. (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Москва.)

Прошла успешная защита кандидатской диссертации Е.А.Кудрявцевой «Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями» (специальность 13.00.01). Исследователем впервые предложена и обоснована модель методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями, выполняющая функции стратегического образа, отвечающего актуальным потребностям детского сада и семьи в развитии равноправных отношений, и призванная служить объективной основой изменения качества деятельности методической службы; уточнены сущностные характери¬стики понятия «конструктивное взаимодействие»; дополнено имеющееся научное знание о конструктивном взаимодействии педагогов детского сада с родителями как ценности современного дошкольного образования и как качественного нового уровня развития совместной педагогической деятельности по воспитанию детей, в которой все субъекты взаимодействия проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество; конкретизировано научное знание о компонентах, критериях и показателях, уровнях развития взаимодействия, представляющих основу отбора диагностического инструментария.

Области применения результатов исследования: основное и дополнительное дошкольное и начальное школьное образование; подготовка будущих воспитателей в сфере дошкольного воспитания и учителей начальной школы; повышение квалификации руководителей и работников дошкольного образования и начальной школы.

Стадия готовности к практическому использованию. В течение 8 лет опытно-экспериментальной работы в региональном проекте (2002-2010 гг.) приняло участие: 96 менеджеров в сфере образования и культуры, 250 педагогов, 8 500 родителей и 3 500 прародителей воспитанников, свыше 8 000 дошкольников. Региональная программа и методический комплекс прошли успешную апробацию в 28 МОУ детских садах Волгограда и области, что позволяет говорить о готовности к массовому внедрению.

Научный, социальный, экономический и др. эффект.

- впервые предложена и обоснована модель взаимодействия семьи, детского сада, учреждений дополнительного образования и культуры в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, включающая поэтапную организацию этого процесса с учетом требований к общекультурным и профессиональным компетенциям педагога, общекультурным и базовым педагогическим компетенциям родителей, а также социокультурной предметно-развивающей среде; организация процесса взаимодействия представлена в целевом, содержательном, технологическом модулях региональной программы «Воспитание маленького волжанина», внедрение которой в практику обеспечивает выполнение государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

- обоснована и экспериментально проверена система научно-методического сопровождения педагогов, обеспечивающего развитие взаимодействие с родителями в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников (открытие на федеральном уровне в структуре Вуза научно-исследовательской лаборатории; на региональном уровне образования - ресурсных центров; на муниципальном уровне - методических объединений педагогов-консультантов; на уровне ДОУ – модернизация работы методической службы, ориентированной на поддержку педагогов в овладении конструктивным взаимодействием с семьей);

- воссозданы и успешно развиваются традиции семейного досуга волжан в новых формах взаимодействия социокультурных институтов, основанные на использовании возможностей культурно-образовательной среды территорий Нижнего Поволжья («семейная ассамблея», «семейный воскресный абонемент», «семейные маршруты выходного дня в Краеведческий музей»);

- разработаны и успешно внедряются новые методики и технологии развития воспитательного потенциала семьи дошкольника: «семейный театр в детском саду», «семейные праздники в детском саду», «семейная художественная студия», «семейный календарь», сайт «семейное образование»; выявлен их развивающий эффект для педагогов, родителей, детей;

- получила дальнейшее развитие технология проектирования, направленная на развитие у воспитывающих взрослых и детей интереса к познанию природного и культурного наследия Нижнего Поволжья;

- обоснованы и определены изменения в системе повышения квалификации работников образования (разработаны программы, реализуемые на ФПК и ППРО ГОУ ВПО «ВГПУ» при участии специально подготовленных модераторов - специалистов муниципальных дошкольных образовательных учреждений – ресурсных центров; а также программы подготовки педагогов-консультантов по вопросам взаимодействия с семьей);

- на базе 12 МОУ детских садов экспериментальных площадок созданы ресурсные центры гражданско-патриотического воспитания дошкольников, ориентированные на продвижение идеи сотрудничества детского сада и семьи.

С целью повышения качества дошкольного образования в Волгоградской области 28.11.12 принято решение Министерства образования и науки Волгоградской области о массовом внедрении в практику работы дошкольных учреждений Волгоградской области региональной образовательной программы "Воспитание маленького волжанина".

Компетентное внедрение программы в практику МДОУ возможно посредством повышения квалификации специалистов: руководителей, психологов, воспитателей, музыкальных руководителей и педагогов дополнительного образования. Для этого авторским коллективом регионального проекта была разработана программа повышения квалификации "Организация процесса воспитания детей дошкольного возраста по региональной программе "Воспитание маленького волжанина" в объеме 72 учебных часов, а также обучены модераторы из числа специалистов - участников эксперимента.

По вопросам обучения по данной программе ПК можно обращаться на факультет повышения квалификации Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Волгоград, пл.Ленина, д.27, главный корпус, ауд. 3-25. Тел. 60-28-20