Кудрявцева Е. А.   Автореферат  диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Волгоград,  2009. Науч. рук. - кандидат  педагогических наук, доцент  Евдокимова Е. С.

 

 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.  В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» равноправное, творческое, заинтересованное взаимодействие семьи и образовательных учреждений является важным аспектом развития отечественного образования. Этим характери­стикам отвечает конструктивное взаимодействие, обеспечивающее необходимые глубинные связи между педагогами, профессионально организующими данный процесс, и родителями воспитанников. В современном мире развитие конструктивного взаимодействия удовлетворяет потребность в понимании другого, снимает напряжение в отношениях, оказывает поддержку в проблемном поле жизни человека.
Как показывают современные социологические, психологические и педагогические научные исследования, а также состояние практики, нужду в конструктивном взаимодействии испытывают сегодня как детский сад, так и семья. Родители дошкольников запрашивают от педагогов детского сада взаимодействия, характеризующегося доверием, ответственностью, всесторонним вниманием к каждому ребенку, его физиче­скому  и интеллектуальному развитию.  В свою очередь, педагоги ожидают от родителей заинтересованного отношения к решению проблем личностного развития дошкольника, разделения ответственности с родителями в воспитании детей, активности в установлении разнообразных связей со специалистами детского сада.
Однако нужда в новом качестве взаимодействия не всегда порождает  потребность в нем. Наше исследование, объектом которого были более 100 педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений № 249, 259, 274, 361 г. Волгограда, а также № 37, 59, 109 г. Волж­ского, показало, что большинство из них (69%) не выказывают потребность во взаимодействии, стремясь переложить ответственность за вы­страивание отношений и конструктивное разрешение противоречий с родителями на методическую службу детского сада; 21% педагогов проявляют слабо выраженную мотивацию к взаимодейст­вию с родителями. Из всего числа педагогов только у 10% педагогов обнаружилась потребность в доверительных, открытых отношениях с родителями, в конструктивном разрешении возникающих противоречий.
Развитие потребности осложняется имеющимися у педагогов трудностями в организации традиционных и овладении инновационными формами взаимодействия с родителями. Проведенный анализ педагогической практики показал, что 85% педагогов дошкольных образовательных учреждений в связи с переживаемыми затруднениями во взаимодействии с родителями воспитанников нуждаются в методической поддерж­ке; методическая служба, в свою очередь, затрудняется оказать педагогам необходимую помощь в развитии конструктивного взаимодействия с родителями. Обусловлено это, прежде всего,  недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей оказывалось в поле внимания отечественных ученых как на этапе становления системы дошкольного воспитания (П.Ф. Каптерев, Е.А. Аркин, Н.К. Крупская), так и на последующих этапах ее развития (Т.А Маркова, Д.Д. Бакиева, Р.В. Овчарова, З.И.Теплова, А.И.Остроухова, М.Г Сорокова, Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик и др.). В XXI в. интерес ученых к феномену взаимодействия неизменно растет. Исследования последних лет были посвящены изучению взаимодействия педагогов и родителей как условия профилактики социальной дезадаптации дошкольников  (О.В. Огороднова, 2002); педагогических условий включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОУ (О.В. Солодянкина, 2002); профессио­нальной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников (Т.В. Кротова, 2005); формирования родительской рефлексии в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения (Л.Р. Миронова, 2004) и др.
В связи с объективной потребностью практики в новых методиках и технологиях сотрудничества с родителями ученые разработали методику обновления содержания социализации дошкольников, обеспечива­ющую преемственность в использовании воспитательных приемов семьи и детского сада (В.И. Сметанина, 2002); методику включения родителей в планирование образовательного процесса (О.В. Солодянкина, 2002); методики совместного с семьей оздоровления (Г.В. Глушкова, 2003; М.В. Меличева, 2006); технологию развития воспитательного потенциала семьи — «семейный театр в детском саду» (Н.В. Додокина, 2006). Высоко оценивая проведенные изыскания, важно констатировать, что задачи разработки технологий сотрудничества с родителями реже решаются исследователями, чем разработки методик.
Не был исследован и аспект управления взаимодействием педагогов с родителями - методическая поддержка.  Важным звеном в управлении детским садом является методическая служба, ответственная за мобилизацию и сопровождение педагогов в решении задач воспитания и обучения дошкольников, их взаимодействия с семьей. Деятельность методиста детского сада, а на современном этапе — методической службы, была предметом педагогических исследований не один раз. Изучались вопросы планирования, контроля работы с родителями (Е.И. Колоярцева, А.И. Васильева, Т.П. Колодяжная); механизм управления современным дошкольным учреждением при участии семьи (П.И. Третьяков, К.Ю. Белая). В связи с актуализацией внимания ученых к проблеме развития профессиональной компетентности педагога, были исследованы методическая поддержка (Г.И. Пигуль, 2003; С.А. Пятаева, 2005) и методическое сопровождение (В.А. Новицкая, 2007) как условия решения данной проблемы. Но и в этом случае методическая поддержка в развитии конструктивного взаимодействия с родителями не изучалась. Вышесказанное свидетельствует о существовании противоречий между:
· осознанием важности государственного заказа на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения и недостаточной его реализацией в теории и практике дошкольного образования;
· развивающимся в науке взглядом на взаимодействие педагогов и родителей как управляемый процесс, в котором важное место занимает методическая служба образовательного учреждения, и отсутствием теоретического обоснования процесса методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями;
· наличием потребности у педагогов дошкольных образовательных учреждений в технологиях, обеспечивающих качественно новый уровень  профессионального взаимодействия с родителями, и недостаточным  их научно-методическим обоснованием в современной педагогической практике.
Выделенные противоречия определили проблему исследования, которая связана с необходимостью разработки модели методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
Тема исследования «Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями».
Объект исследования — взаимодействие педагогов детского сада с родителями.
Предмет исследования — методическая поддержка педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
Цель исследования — научно обосновать и экспериментально проверить модель методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
Основу гипотезы исследованиясоставила система предположений о том, что развитие конструктивного, качественно нового уровня профессионального взаимодействия педагогов детского сада с родителями будет возможно, если:
· взаимодействие между педагогами и родителями осознается как ценность и как совместная деятельность, в которой все субъекты проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество;
· для выявления уровня развития взаимодействия педагогов и родителей  будут служить критерии, выделенные с учетом его структурных компонентов (ценностно-смыслового, потребностно-мотивационного, интеллектуально-когнитивного, операционально-деятельностного, эмоционального, оценочно-рефлексивного);
· взаимодействие находится в поле внимания методической службы, которая при обнаружении профессиональных проблем педагогов оказывает им необходимую поддержку;
· реализация модели методической поддержки будет направлена на оказание помощи педагогам в процессе овладения ими технологиями, актуализирующими качественно новые отношения между детским садом и семьей.
Задачи исследования:
1)     дополнить научное понимание конструктивного взаимодействия педагогов детского сада с родителями, уточнить его структурные компоненты на основе анализа состояния теории и практики по рассматриваемой проблеме исследования;
2)     обосновать критерии и уровни развития взаимодействия педагогов с родителями; используя разработанный диагностический инструментарий, определить проблемное поле в развитии взаимодействия, требующее методической поддержки;
3)     изучить  возможности методической службы детского сада  в  развитии конструктивного взаимодействия педагогов с родителями;
4)     спроектировать и апробировать модель методической поддержки педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями, выявить условия ее эффективности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные философские и психолого-педагогические положения о взаимодействии (Б.М. Кедров, Я.А. Пономарев, И.Т.Фролов; Л.В. Байбородова, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин, Е.И. Рогов, Д.А. Леонтьев; В.И. За­гвязинский, Е.В. Коротаева, С.В. Белова, М.Н. Недвецкая, И.В. Трайнев и др.); идеи гуманно-личностного подхода: гуманизация взаимодействия, развитие творческого потенциала каждого участника образовательного процесса,  признание ценности личности (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.);   концепция педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М.Юсфин, Н.Е. Щуркова и др.).
 Значимыми для диссертационного исследования были работы, характеризующие особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик, А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина, М.Г. Сорокова, Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина); работы, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении  развития взаимодействия с родителями (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, В.А. Новицкая, П.И. Третьяков и др.); работы, определяющие значение праздников в детском саду и роль педагогов и родителей в данном событии (Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, О.П. Радынова и др.).
в соответствии с задачами выбраны методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; моделирование; методы психолого-педагогической диагностики (опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, тестирование, анализ педагогической документации); педагогический эксперимент; анализ и обобщение результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (2004—2005) — поисково-теоретический; анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-педагогической литературе; изучались состояние взаимодействия педагогов и родителей, роль методической службы и функция методической поддержки в развитии данного направления деятельности детского сада; формировались цели, задачи исследования, гипотеза, определялась структура работы. На основе полученных данных была сконструирована модель методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
Второй этап (2005—2007) — опытно-экспериментальный; осущест­влялся ход эксперимента и отслеживались его результаты; определились уровни развития взаимодействия педагогов с родителями, проблемное поле, требующее поддержки методической службы. Опытно-экспериментальным  путем удалось проверить эффективность модели методиче­ской поддержки на примере овладения педагогами технологии «Семейные праздники в детском саду».
Третий этап (2007—2009) — обобщающий; осуществлялись анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались основные выводы; уточнялись положения исследования, велось оформление текста диссертации.
Базой исследования являлись ДОУ № 274, 361, 249, 259, 235,155, 390, 200, 391; МОУ Центр развития ребенка детские сады № 381, 334, 351  г. Волгограда; МДОУ детские сады г. Волжского (№ 24, 37, 59, 66, 75, 109), г. Фролово (№ 2, 6, 12); г. Петров Вал (№ 72) Камышинского р-на Волго­градской области. Всего экспериментальной работой на разных этапах исследования  было охвачено 43 воспитателя, 50 старших воспитателей, 7 специалистов, 225 родителей и 120 детей дошкольного возраста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Конструктивное взаимодействие педагогов с родителями выступает качественно новым уровнем профессионального взаимодействия, осознаваемого  как ценность и как совместная педагогическая деятельность по воспитанию детей, в которой все субъекты взаимодействия проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество. Структурными компонентами конструктивного взаимодействия педагогов с родителями и их содержательными характеристиками вы­ступают ценностно-смысловой (характеризующийся признанием опыта родителей по воспитанию детей,  осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных формах взаимодействия с родителями);  потребностно-мотивационный (определяющий потребности педагогов во взаимно открытых, равных и свободных действиях, содейст­вии друг другу, в конструктивном разрешении противоречий с родителями); интеллектуально-когнитивный (проявляющийся в  способности педагогов изучать взаимодействие с родителями,  приобретать необходимые знания об особенностях становления и развития отношений с родителями); операционально-деятельностный  (отражающий способности педагогов к совместной деятельности с родителями: определению цели, созданию проекта, программы и плана действий в проблемном поле воспитания детей); эмоциональный (показывающий способность педагогов  понимать переживания родителей и сопереживать им в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие с родителями, находить компромисс); оценочно-рефлексивный  (определяющий способность педагогов  к самонаблюдению в системе отношений с родителями, к оценке качества взаимодействия  с родителями и осознанию необходимых изменений) компоненты.
2. Выбор критериальных оснований для  оценки  развития  взаимодействия педагогов с родителями, обусловленных его компонентным составом (ценностные ориентации; потребность во взаимодействии с родителями; информированность педагогов об особенностях развития семейного воспитания; включенность в совместную деятельность; эмоциональные проявления; анализ и оценка качества взаимодействия, осо­знание необходимых изменений) и адекватных им диагностических процедур, позволяет определить уровни взаимодействия и проблемное поле взаимодействия, требующее методической поддержки. Деструктивный уровеньхарактеризуется проявлением конфликтности в отношениях, что приводит к разрушению взаимоотношений. Рестриктивный уровень характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения, вследствие чего взаимодействие ограничивается. Реструктивному уровню соответствует поддерживающее взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых. Содержанием конструктивного уровня выступает владение педагогами способами проектирования взаимодействия с родителями.
3. Развитие качественно нового, конструктивного уровня профессио­нального взаимодействия педагогов детского сада  с  родителями может  быть  обеспечено при поддержке методической службы. Методиче­ская поддержка является видом взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированного на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи  в  преодолении затруднений педагогов выстраивать диалог с родителями по вопросам воспитания детей, овладевать новыми технологиями взаимодействия.
4. Модель методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями носит универсальный характер, что позволяет использовать ее при овладении педагогами новыми технологиями взаимодействия с родителями; она состоит из трех компонентов (целевого, организационного, содержательно-деятельностного), разворачивается поэтапно и включает социально-педагогическую диагностику, рефлексию, проектирование и реализацию проекта, мониторинг, анализ.
Первый этап методической поддержки — социально-педагогическая диагностика — направлен на выявление достижений и трудностей сторон взаимодействия, анализ и оценку особенностей взаимодействия педагогов с родителями. Второй этап — рефлексии — ориентирован на помощь в осознании проблемного поля взаимодействия педагогов и родителей, соотнесение его с имеющимся опытом, выделение педагогами и родителями зон особого внимания. Этап проектирования  призван решать задачи разработки проекта повышения эффективности взаимодействия педагогов и родителей, поиска эффективных методов и форм пре­о­доления трудностей во взаимодействии,  составления программы комплексной деятельности воспитывающих взрослых, направленной на развитие новых отношений между детским садом и семьей. Этап реализации проекта и его мониторинга характеризуется определением качества взаимодействия, сбором, изучением и систематизацией данных, позволя­ющих определить качество взаимодействия педагогов и родителей. Этап анализа включает анализ и оценку степени значимости взаимодействия, определение степени и причин несоответствия во взаимодействии и его качества.
Условиями эффективности методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями являются признание ценности взаимодействия между педагогом и родителями; психолого-педагогическая компетентность специалистов методической службы; установление эмоционально-доверительного контакта между методиче­ской службой и педагогами; адекватность форм и методов методиче­ской поддержки проблемному полю взаимодействия педагогов с родителями; конструктивное мышление методиста, способствующее его постоянному саморазвитию;  предоставление педагогу возможности реализации собственной активности во взаимодействии с семьей для развития индивидуального стиля взаимодействия; активность и ответственность всех субъектов взаимодействия — как методической службы, так и педагогов, родителей.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем  впервые предложена и обоснована модель методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями, выполняющая функции стратегического образа, отвечающего актуальным потребностям детского сада и семьи в развитии равноправных отношений, и призванная служить объективной основой изменения качества деятельности методической службы; уточнены сущностные характери­стики понятия «конструктивное взаимодействие»; дополнено имеющееся научное знание  о конструктивном взаимодействии педагогов детского сада с родителями  как ценности современного дошкольного образования и как качественного нового уровня развития совместной педагогической деятельности по воспитанию детей, в которой все субъекты взаимодействия проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество; конкретизировано научное знание о компонентах, критериях и показателях, уровнях развития взаимодействия, представляющих основу отбора диагностического инструментария.
Теоретическая значимость результатов исследования  состоит в том, что:
·       теория и методика дошкольного образования обогащена новыми знаниями о методической поддержке педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями, реализующейся в контексте гуманно-личностного подхода;
·       определено содержание компонентов взаимодействия (ценностно-смыслового, потребностно-мотивационного, интеллектуально-когнитивного, операционально-деятельностного, эмоционального и оценочно-рефлексивного), что способствует обоснованию научных основ развития конструктивного взаимодействия педагогов с родителями;
·       результаты исследования дают возможность на теоретической основе осуществлять выбор критериальных оснований для определения проблемного поля в развитии взаимодействия, требующего методиче­ской поддержки;
·       выявлена эффективность модели методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями, что позволяет ее применять в процессе овладения педагогами новыми технологиями взаимодействия с родителями.
Достоверность полученных результатов обусловлена методологиче­ской обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения  педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в дошкольных учреждениях,  устойчивой повторяемостью ее основных результатов, единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, осуществляемой на протяжении пяти лет, сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных.
Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что разработанная и экспериментально проверенная  модель методиче­ской поддержки может быть использована в освоении разных форм взаимодействия педагогов и родителей в воспитании ребенка-дошкольника; содержащиеся в работе теоретические и научно-практические материалы по методической поддержке педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями могут быть использованы в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений (дет­ских садов, школ), при разработке программы курса «Управление развитием взаимодействий образовательного учреждения с семьей», в деятельно­сти методических служб муниципальных образовательных учреждений; разработанная технология «Семейные праздники в детском саду» может быть рекомендована к использованию специалистами учреждений дополнительного образования, культуры, ориентированных на развитие взаимодействия с родителями воспитанников, а также в системе подготовки специалистов среднеспециального и высшего образования (педагогов-организаторов, музыкальных руководителей и т.д.).
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были опубликованы в 7 статьях и тезисах докладов, 3 методических пособиях;  обсуждались на межрегиональных и областных (Волгоград, 2003—2005), международных и всероссийских научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2005, 2006; Пятигорск, 2005); заседаниях научно-исследовательской лаборатории проблем образования родителей Волгоградского государственного педагогического университета, научно-методических семинарах заведующих и старших воспитателей, методиче­ских объединениях педагогов дошкольных образовательных учреждений Волгограда,  Дубовки, Волжского, Фролово Волгоградской области.
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе участия диссертанта в эксперименте по разработке и внедрению региональной программы «Воспитание маленького волжанина» в качест­ве компонента содержания дошкольного образования (2002—2010), проходящем в МДОУ детские сады г. Волгограда (№ 274, 352, 339, 246, 334, 351, 155, 390, 200, 391),  г. Волжского (№ 24, 37, 59, 66, 75, 109), г. Фролово (№ 2, 6, 12), г. Петров Вал (№ 72) Камышинского р-на Волгоградской обл., а также в ходе практической деятельности диссертанта в качестве методиста ФПК и ППРО (2004—2008), ведущего специалиста по дошкольному образованию Красноармейского территориального управления комитета по образованию администрации г. Волгограда (2008—2009), осуществляющего научно-методическую поддержку МОУ детские сады № 361, 235, 163, 381, 56, 249, 295 г. Волгограда.
Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 142 с. состоит из введения (12 с.), двух глав (1-я гл.— 59 с., 2-я — 67 с.), заключения (3 с.), библиографии (214 наименований) и 10 приложений с материалами опытно-экспериментальной работы, диагностическими методиками. Основной текст диссертации содержит 8 таблиц, систематизирующих теоретический и эмпирический материалы, 9 диаграмм, показывающие динамику в развитии конструктивного взаимодействия в экс­периментальном процессе, 2 схемы, отражающие сущность изучаемого процесса. В первой главе «Проблема развития конструктивного взаимодействия педагогов с родителями в теории и практике управления дет­ским садом» особое внимание уделено  взаимодействию педагогов  детского сада с родителями, конкретизированы его характеристики и определены их полярные проявления (деструктивность — конструктивность). 
 Рассмотрены понятия «взаимодействие», «конструктивное взаимодействие», определены компоненты, критерии, показатели и уровни развития взаимодействия педагогов с родителями. Изучены социально-педагогические проблемы развития  взаимодействия в теории и практике дошкольного образования, обнаружено проблемное поле в развитии взаимодействия педагогов с родителями. Спроектирована  модель методической поддержки. Во второй главе «Исследование эффекта методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодейст­вия с родителями»  отражены ход и результаты эксперимента, позволившего определить уровни развития взаимодействия педагогов с родителями, социально-педагогическое проблемное поле, требующее поддержки методической службы, и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность модели методической поддержки на примере овладения педагогами технологии «Семейные праздники в детском саду». За­ключение содержит выводы исследования и намечает перспективные направления дальнейшей разработки проблемы.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ 
Первая глава «Проблема развития конструктивного взаимодействия педагогов с родителями в теории и практике управления детским садом» посвящена определению характеристик взаимодействия педагогов дет­ского сада с родителями. В ходе теоретического анализа рассмотрены понятия  «взаимодействие», «конструктивное взаимодействие»; определены  компоненты, критерии, показатели и уровни развития взаимодейст­вия педагогов с родителями.  Изучение состояния социально-педагогических проблем развития взаимодействия в теории и практике дошкольного образования позволило обнаружить проблемное поле в развитии взаимодействия педагогов с родителями, требующее методической поддержки, и спроектировать ее модель.
Современный мир насыщен изменениями, связанными с обновлением во всех сферах жизни. В личной жизни, в семье, в учреждениях человек сталкивается с проблемами и задачами, которые невозможно было себе представить десять или двадцать лет назад. Эта ситуация запрашивает у общества вообще и каждого человека, в частности, развития конст­руктивного взаимодействия, удовлетворяющего потребность в понимании, снимающего напряжение, оказывающего поддержку в проблемном поле жизни. В таком взаимодействии нуждается сегодня семья, сталкивающаяся с различными проблемами и не способная их решать без поддержки государства и социальных институтов.
Изучение категории взаимодействия позволило выявить различные подходы ученых к определению его сущности. Взаимодействие как процесс, происходящий, по меньшей мере, между двумя системами в некотором определенном промежутке времени, рассматривался В.И. Вернад­ским, B.C. Соловьевым, Н.А. Умовым, П.А. Флоренским, Б.М. Кедровым, Я.А. Пономаревым. Взаимодействие  какобщение — специфиче­ская форма взаимосвязи между людьми, включающая в себя взаимный обмен мыслями и чувствами, духовными ценностями, — изучалось Л.П. Буевой, М.С. Каганом и др. Взаимодействие как взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние, взаимоинформированность, как влияние сторон друг на друга своими личностными качествами, когда происходит обмен привычками, чертами характера, установками, ценностями, переживаниями, исследовалось психологами Н.Н. Обозовым, Б.Д. Парыгиным, В.В. Бойко и др. По мнению педагога-исследователя Л.Б. Байбородовой, составляющими характеристиками взаимодействия являются общение, обмен информацией, знаками, организация совместных действий, которые всегда предполагают достижение некоторого результата, а именно изменение поведения и деятельности  людей.
Один из видов взаимодействия, широко обсуждаемый в отечественной педагогической и психологической литературе, — педагогическое взаимодействие. Изучению проблемы педагогического взаимодействия посвящены работы В.И. Загвязинского, который рассматривает его как сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, обусловленных и опосредованных учебно-воспитательной деятельно­стью, целями обучения и воспитания; Я.Л. Коломинского, который представляет взаимодействие в единстве внутренней и внешней подструктур; Е.В. Коротаевой, видящей в нем систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, др. авторов.
Такое многообразие точек зрения на категорию взаимодействия объясняется, прежде всего, тем, что оно представляет собой развива­ющееся явление, проявляющееся как знание, умение, творческое действие, переживание, связанные с феноменами «конфликтности» (деструктивности) и «конструктивности» (позитивности) человека» (С.В. Белова). Анализ научных трудов позволил нам конкретизировать характеристики взаимодействия: ценностные ориентации, позиция во взаимодействии, мотивация, эмоциональные проявления, обмен информацией, организация совместных действий; а также определить их полярные проявления (деструктивность — конструктивность). 
Многие годы педагогическое взаимодействие преимущественно рассматривалось как совместная деятельность двух субъектов: чаще — педагога и ребенка, реже — педагога и родителя. Однако сегодня такого взгляда на педагогическое взаимодействие явно недостаточно, важно переходить от «диадного» к «триадному» взаимодействию (по определению В.С. Му­хиной, Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой и др.), чтобы родители были реальными, а не декларируемыми субъектами образовательного процесса в детском саду, а в последующем и в школе. Проведенный нами анализ научных трудов, посвященных взаимодействию вообще и конструктивному педагогическому взаимодействию в частности, а также работ, посвященных проблеме профессионального взаимодействия педагогов с родителями (Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик, А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина, М.Г. Сорокова, Е.С. Евдокимова, Н.В. До­докина и др.), позволил определить компоненты, критерии и показатели развития рассматриваемого нами процесса (табл. 1).

Таблица 1
Компоненты, критерии и показатели развития конструктивного взаимодействия
  Компонент         Критерий                                       Показатель     

Ценностно-       Ценностные         — Ориентация педагога на ценности и смыслы
смысловой        ориентации          взаимодействия с родителями:  признание опыта
                                                       родителей по воспитанию детей; 
                                                       — осознание ценности совместной деятельно-
                                                       сти, понимание своего места и роли в разных
                                                       формах взаимодействия с родителями
Потребност-     Потребность       — Потребность педагога в открытых, довери-
но- мотива-       во взаимо-           тельных отношениях с родителями (во взаимных
ционный            действии с           открытых, равных и свободных действиях, со-
                           родителями        действии друг другу);
                                                       — потребность педагога в конструктивном раз-
                                                       решении противоречий с родителем       
Интеллекту-     Информиро-       — Способность педагога изучать взаимо-
ально-ког-        ванность              действие с родителями;
нитивный          сторон об            — способность приобретать знания об особен-
                          особенностях       ностях становления и развития отношений с ро-
                          развития си-        дителями, способах преодоления внутрилич-
                          стем воспи-          ностных и межличностных конфликтов, а также
                          тания                    знания о содержании, формах, методах взаимо-
                                                       действия в диадах и триадах (педагоги, родите-
                                                       ли, дети)                      

Окончание табл. 1
  Компонент           Критерий                                     Показатель     

Операцио-        Включен-            — Способность педагога к совместной деятель-
нально-дея-      ность в со-           ности с родителями: определению цели, созда-
тельностный     вместную            нию проекта, программы и плана действий в
                          деятельность       проблемном поле воспитания детей;
                                                        — способность проявлять творчество в преодо-
                                                       лении трудностей во взаимодействии с родите-
                                                       лями                            
Эмоциональ-    Эмоциональ-       — Эмоциональная готовность к совместной дея­-
ный компо-       ные прояв-          тельности, удовлетворенность ее результатами;
нент                   ления                   — способность педагога понимать переживания
                                                       родителей и сопереживать им в процессе меж-
                                                       личностных отношений, выражать солидарность
                                                       и согласие с родителями, находить компромисс
Оценочно-        Анализ и              — Способность к размышлению о своем внут-
рефлексив-       оценка ка-            реннем состоянии, самонаблюдению в систе-
ный                    чества взаи-         ме отношений с родителями;
                          модействия,         — способность к оценке качества взаимодейст-
                          осознание            вия (конструктивное или деструктивное) с роди-
                          необходимых       телями и осознанию необходимых изменений
                          изменений
                                                      
                                                                                            

Виды, содержание и специфика, средства и формы организации педагогического взаимодействия с семьей на протяжении XIX—XXI вв. не оставались неизменными, а развивались, приобретая новые качественные характеристики. Изучение особенностей развития взаимодействия педагогов с родителями в отечественной и зарубежной практике показало, что педагогам детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями необходима методическая поддержка. Проведенный нами анализ работ, посвященных разным аспектам сопровождения и поддержки субъектов взаимодействия в пространстве образовательного учреждения (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Н.Е. Щуркова, В.А. Новицкая, С.А. Пятаева и др.), позволил нам подойти к определению методической поддержки педагогов, применительно к взаимодействию с родителями.
Методическая поддержка педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями — это вид взаимодействия, ориентированного на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание методической службой помощи педагогам в их преодолении.
Проводя диссертационное исследование, мы смогли оценить степень изученности проблемы методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями, обнаружить нерешенные вопросы и подойти к построению модели этого процесса. В основу модели методической поддержки легли идеи гуманно-личностного подхода: ориентация на гуманизацию взаимодействия, развитие творческого потенциала каждого участника воспитательно-образовательного процесса, признание ценности личности. В соответствии с идеями выделены принципы признания ценности взаимодействия, открытости и активности, диалогичности.
Созданная нами модель состоит из трех взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного. Целями методической поддержки являются создание методической службой условий для совместного определения и осознания педагогами социально-педагогических проблем, постановки целей, задач, средств их конструктивного решения, при сохранении активности и ответственности каждого субъекта взаимодействия. Содержательный и организацион­но-деятельностный компоненты модели представлены в табл. 2.
Условиями эффективности методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями являются признание ценности взаимодействия между педагогами и родителями; психолого-педагогическая компетентность специалистов методической службы; установление эмоционально-доверительного контакта между методической службой и педагогами; адекватность форм и методов методической поддержки социально-педагогическому проблемному полю взаимодействия педагогов с родителями; конструктивное мышление методиста, способствующее его саморазвитию: развитию рефлексии, креативности, смыслотворчества, открытости новому, работе со своей личностью, искоренению косности, консерватизма мышления; предоставление педагогу возможности реализации собственной активности во взаимодействии с семьей для развития индивидуального стиля взаимодейст­вия; активность и ответственность всех субъектов взаимодействия — как методической службы, так и педагогов, родителей.
Во второй  главе «Исследование эффекта методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями» отражены ход и результаты эксперимента, позволившего определить уровни развития взаимодействия педагогов с родителями, социально-педагогическое проблемное поле, требующее поддержки методической службы, и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели методической поддержки на примере овладения педагогами технологии «Семейные праздники в детском саду».
Таблица 2
Модель методической поддержки педагогов
в развитии конструктивного взаимодействия с родителями

 С целью выявления уровней владения педагогами конструктивным взаимодействием с родителями использовались следующие методы: анкетирование педагогов и родителей, наблюдение, тестирование (тест «Незаконченные предложения», методика выявления реальной структуры ценностных ориентаций личности педагога и др.); анализ педагогической документации, беседа. Выбранные методы  соответствовали компонентам  взаимодействия: ценностно-смысловому, потребностно-мотивационному, интеллектуально-когнитивному, операционально-деятельностному, эмоциональному, оценочно-рефлексивному.  В связи с проявлением признаков каждого критерия были условно выделены уровни развития взаимодействия педагогов с родителями: деструктивный (конф­ликтный, разрушающий), рестриктивный (ограничивающий), реструктивный (поддерживающий), конструктивный (развивающий).
Деструктивный уровень представляется самым  низким во взаимодействии и характеризуется  низкой ответственностью педагогов во взаимодействии; представлен  отсутствием общих целей, мотивов для взаимодействия,  нестойкими, распадающимися взаимными действиями; характеризуется  отрывочными знаниями педагогов в области теории и практики взаимодействия,  отсутствием способности наблюдать, изучать и оценивать взаимодействие с родителями; проявляется в преобладании у педагогов негативных эмоций: страха, обиды, злости, гнева, отсутствием интереса к взаимодействию, проявлением конфликтности; характеризуется  неразвитой способностью к размышлению о своем внутреннем состоянии, к самонаблюдению в системе отношений с родителями, к оценке качества взаимодействия (конструктивное или деструктивное) с родителями и осознанию необходимых изменений.
Конструктивное взаимодействие педагогов с родителями представляет собой качественно новый, высокий уровень взаимодействия. Он характеризуется признанием опыта родителей по воспитанию детей, осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных формах взаимодействия с родителями; проявляется в потребности педагога во взаимных открытых, равных и свободных действиях, содействии друг другу, конструктивном разрешении противоречий с родителями;  отмечен способностью педагога изучать и оценивать взаимодействие с родителями, приобретать знания об особенностях становления и развития отношений с родителями, способах преодоления внутриличностных и межличностных конфликтов, о содержании, формах, методах взаимодействия; определяет способность педагога к совмест­ной деятельности с родителями, творческому подходу к преодолению трудностей во взаимодействии с ними;  проявляется в эмоциональной готовности к совместной деятельности, удовлетворенности ее результатами; определяет способность педагога понимать переживания родителей и сопереживать им, способность к размышлению о своем внутреннем состоянии, самонаблюдению в системе отношений с родителями, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений.
Проведенная диагностика и анализ полученных результатов на констатирующем этапе исследования показал, что в методической поддерж­ке прежде всего нуждались 78% педагогов (из них 54% показали деструктивный  и 24% — рестриктивный уровни взаимодействия). Были обнаружены следующие социально-педагогические проблемы, требующие поддержки методической службы:  конфликтность педагогов, неспособность строить диалог с родителями по вопросам воспитания детей (де­структивный уровень); установление педагогами границ взаимодействия, сдерживающих развитие субъект-субъектных отношений с родителями (рестриктивный уровень). У 16% педагогов наблюдались центрация внимания только на совместном с родителями  решении проблем воспитания детей, игнорирование ценности педагогического сопровождения семьи (реструктивный уровень), что также требовало внимания методической службы.
Поддержка педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями оказывалась в ходе овладения ими технологией «Семейные праздники в детском саду», актуализирующей качественно новые отношения между детским садом и семьей. Семейный праздник в детском саду — это событие, объединяющее семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.), удовлетворяющее важные потребности субъектов взаимодействия и создающее условия для их развития. Семейный праздник в детском саду позволяет удовлетворять потребности в эмоционально положительном контакте, любви и доброжелательности; общении; познании и информационном обмене; активной деятельности, самоутверждении; признании достижений всеми субъектами творческого взаимодействия. Семейный праздник в детском саду — творческое средство развития конструктивного взаимодействия взрослых и детей в контексте праздничной культуры.
Технология «Семейные праздники в детском саду» представляет собой описание процесса взаимодействия воспитывающих взрослых и детей, разворачивающегося поэтапно, в логике творческого проектирования, включающего содержание, методы и средства для достижения результата.
Поэтапная успешная  апробация модели убедила нас в правильно выбранной логике оказания методической поддержки педагогам — от совместного изучения реального процесса взаимодействия с родителями к осознанию проблем и получению необходимых знаний по их решению; далее к  созданию проекта качественно нового взаимодействия, его реализации на практике и анализу полученных результатов.
Методическая поддержка способствовала, во-первых, переводу педагогов на качественно новый уровень профессионального взаимодействия с родителями — от деструктивного к  рестриктивному  взаимодейст­вию,  от рестриктивного к реструктивному, от реструктивного к конструктивному взаимодействию.
Педагоги экспериментальных детских садов,  вышедшие на конструктивный уровень взаимодействия, стали рассматривать его как ценность современного образования и как совместную с родителями деятельность по воспитанию детей.  При поддержке методической службы педагоги осознали необходимость перехода от целей воздействия к новым целям — взаимодействия с родителями: совместное выделение проблемы, проектирование взаимодействия, планирование со-бытия с опорой на опыт родителей, реализация планов, ведущих к взаимному развитию. В отношениях с родителями педагоги выказали потребность в открытых, равных и свободных действиях, конструктивном разрешении противоречий с родителями. Педагоги обнаруживали стремление к приобретению специальных психолого-педагогических знаний по вопросам взаимодействия с родителями и их активному использованию в общении с ними. Перейдя к качественно новому взаимодействию, педагоги смогли самостоятельно проектировать совместную деятельность с родителями, прогнозировать ее результаты, находить методические приемы по поддержке родителей. Привлекая родителей к организации и проведению семейного праздника в детском саду, они нередко проявляли творчество (сюрпризы, благодарственные письма родителям и др.). Совместные действия педагогов и родителей стали носить равный и свободный характер; имело место содействие друг другу в ходе праздничного действия. В общении педагогов с родителями мы наблюдали проявления терпимости, способности принимать другую точку зрения, устанавливать контакты, снимать напряжение в процессе общения. Результат такого взаимодействия — открытое и раскрепощенное участие родителей в праздниках. Они без страха выступали с детьми, радовались общению друг с другом и с педагогами. Достижения педагогов в овладении технологией «семейные праздники в детском саду» обусловили  переход от разового привлечения родителей к организации и участию в детских праздниках к постоянному совместному проектированию семейных праздников в детском саду, реализации творческих проектов  с учетом ответственности и активности сторон взаимодействия. благодаря поддержке методической службы, педагоги научились самостоятельно определять свою позицию во взаимодействии с родителями, проводить всесторонний анализ совместной с ними творческой деятельности, критически оценивать свое поведение.
Во-вторых, методическая поддержка педагогов, изменившая их отношение к родителям воспитанников, привела родителей от наблюдений за праздником в детском саду к прямому включению в процесс их совместной с детьми праздничной деятельности, к сближению членов семей между собой и развитию доверительного отношения к педагогам детского сада, к гармонизации детско-взрослых отношений в триаде «дети — педагоги —родители». Уровневая выраженность развития взаимодействия педагогов с родителями показана в табл. 3.
Таблица 3
Уровневая выраженность развития взаимодействия педагогов с родителями
    Уровень развития             Начало              Данные               Конец                Данные
      взаимодействия         эксперимента,      массового       эксперимента,       массового
         педагогов с                      %                 опыта, %                 %                 опыта, %
         родителями                                                 

Деструктивный                       54                      56                      24                       48      
Рестриктивный                        24                      29                      16                       27      
Реструктивный                       16                      10                      34                       15      
Конструктивный                      6                        5                       26                       10      

Анализируя результаты экспериментальной работы, мы обнаружили, что по сравнению с началом эксперимента  и данными массового опыта  уровень  конструктивного  взаимодействия педагогов с родителями увеличился  на 20%; 18% — овладели поддерживающим взаимодействием с родителями.
Полученные данные свидетельствуют о том, что методическая поддержка является важным фактором, позитивно влияющим на развитие конструктивного взаимодействия педагогов с родителями. В этом убеждает и сравнение с данными массового опыта, который мы оценивали, применив те же методы и диагностические методики  к  педагогам  до­школьных образовательных учреждений городов Волгограда, Волжского и Фролово Волгоградской области  (было обследовано более 100 педагогов на начало и окончание опытно-экспериментальной работы). Это дает основание заключить, что предложенная модель методической поддержки педагогов  в развитии конструктивного взаимодействия с родителями может быть рекомендована к внедрению в  практику дошкольных образовательных учреждений.

Основные выводы исследования
Проведенная опытно-экспериментальная работа и широкая практическая проверка свидетельствуют о том, что выдвинутая нами гипотеза в целом подтвердилась. Взаимодействие педагогов детского сада и родителей является важным фактором успешной социализации и воспитания ребенка дошкольного возраста. Конструктивное взаимодействие педагогов с родителями представляет собой качественно новый уровень взаимодействия, достижение которого выступает одной из стратегических задач современного детского сада.
Структурными компонентами взаимодействия педагогов с родителями выступают ценностно-смысловой, потребностно-мотивационный, интеллектуально-когнитивный, операционально-деятельностный, эмоциональный, оценочно-рефлексивный. Уровни развития взаимодействия — деструктивный, рестриктивный, реструктивный, конструктивный — определяются на основании следующих критериев: ценностных ориентаций, потребности во взаимодействии с родителями, информированности сторон об особенностях развития систем воспитания, включенности в совместную деятельность, эмоциональных проявлений, оценки и анализа качества взаимодействия, осознания необходимых изменений.
Согласно проявляющимся в образовании тенденциям обновляются и меняются задачи, которые ставят перед собой менеджеры детского сада (старший воспитатель, заведующий). Одной из таких задач является поиск путей развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.
Немаловажная роль в решении данной задачи принадлежит методической службе дошкольного учреждения. Методическая служба и содержание ее деятельности выступали предметом исследования ученых не один раз. Однако проведенный нами анализ исследований психологов, педагогов и опыта работы педагогов-практиков привел к выводу, что содержание деятельности методической службы по развитию конструктивного взаимодействия педагогов с родителями является мало исследованной проблемой, требующей изучения. Данные основания позволили спроектировать авторскую модель методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
Методическая поддержка рассматривается нами как вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированного на совместное выявление и осознание социально-педагогических проблем и оказание методической службой помощи в их преодолении. Смысл методической поддержки сохраняется при активности всех субъектов взаимодействия — методической службы, педагогов, родителей. Разрабатывая модель, мы ориентировались на идеи гуманно-личностного подхода. В соответствии с идеями выделены принципы признания ценности взаимодействия, открытости и активности, диалогичности. Созданная модель состоит из трех взаимосвязанных между собой компонентов — целевого, содержательного, организационно-деятельностного.
В ходе исследования было обнаружено, что стимулом к развитию взаимодействия педагогов с родителями выступает поддержка, организуемая методической службой в процессе овладения технологиями, актуализирующими качественно новые отношения между детским садом и семьей.
Данная диссертационная работа не могла решить всех задач, стоящих в области развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей. В последующем требуется изучение высшего, административного уровня управления исследуемого процесса взаимодействия.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
Статьи в журналах, входящих в список ВАК
1. Кудрявцева, Е.А. Новый взгляд на родительские собрания / Е.С. Евдокимова, Е.А. Кудрявцева // Дошк. восп. — 2007. — № 5. — С. 116—119 (0,5 п.л.).
2. Кудрявцева, Е.А. О проектном управлении дошкольным образовательным учреждением / Е.А. Кудрявцева, Е.С. Евдокимова // Вестн. Сарат. гос. аграрн. ун-та им. Н. И. Вавилова. — 2006. — № 5. — С. 84—86 ( 0,5 п.л.).

Статьи и тезисы докладов  в сборниках научных трудов
и материалов научных конференций
3. Кудрявцева, Е.А. Педагогическая поддержка семьи в организации совмест­ных праздников / Е.А. Кудрявцева // Педагогика и психология домашнего образования : материалы Всерос. науч.-практ. семинара, 7—8 апр. 2005 г. / под общ. ред. И.А. Хоменко. — СПб., 2005. — С. 93—98 (0.45 п.л.).
4. Кудрявцева, Е.А. Новые возможности в образовании родителей /Е.А. Кудрявцева // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность : материалы Междунар. науч.-практ. конф. памяти проф., чл.-кор. АПСН П.И. Петренко, 26—27 окт. 2005 г. / под ред. А.В. Бабаян, А.Ю. Гранкина. — Пятигорск : ПГЛУ, 2005. — С. 214—216 (0,2 п.л.).
5. Кудрявцева, Е.А. Поддержка управленческой службой детского сада развития взаимодействия педагогов с семьей / Е.А. Кудрявцева // Взаимодействие учреждений образования, культуры и семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников на культурно-исторических традициях региона : материалы межрегион. науч.-практ. конф. Волгоград, 29—30 нояб. 2005 г. — Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2006. — С. 23—27 (0,40 п.л.).
6. Кудрявцева, Е.А Управленческая поддержка воспитателей и родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.А. Кудрявцева // Образование и семья: проблемы индивидуализации : материалы Всерос. науч.- практ. конф., 20—21 апр. 2006 г. — СПб., 2006. — С. 45—48 (0,5 п.л.).
7. Кудрявцева, Е.А Опытно-экспериментальная деятельность — новая форма взаимодействия детского сада и семьи / Е.А. Кудрявцева // Взаимодействие педагогической науки и практики в обеспечении эффективности и качества образования : материалы 10-й междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 10—12 окт. 2007 г. — Смоленск, 2007. — С. 56—59 (0,5 п.л.).

Методические издания
8. Кудрявцева, Е.А. Проектирование летнего отдыха дошкольников / Е.А. Кудрявцева, Е.С. Евдокимова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2004. — № 2. — С. 40—47 (0,45 п.л.).
9. Кудрявцева, Е.А. Педагогическая поддержка семьи в воспитании до­школьника / Е.А. Кудрявцева, Е.С. Евдокимова, Ю.Б. Павловская [и др.] — Волго­град : Центр оперативной полиграфии, 2003. — 143 с. (авт.— 0,45 п.л.).
10. Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями / Е.А. Кудрявцева, Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина. — М. : Мозаика-Синтез, 2007. — 144 с. (авт.—0,45 п.л.).