Кобзева Т. Г.    Автореферат   диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Волгоград, 2008. Науч. рук. - кандидат педагогических наук, доцент Евдокимова Е. С.

 

 

                                         ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Государственный заказ на воспитание человека, обладающего гражданской позицией, высокой культурой, нравственностью, обусловлен целым рядом объективных процессов в сфере общемировой и российской политики, экономики, культуры. Сегодня образование призвано обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; восприятие культуры мира; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, навыков самообразования; самореализацию личности и др.
Воспитание человека культуры начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина, А. П. Усова, М. И. Богомолова и др.); усваивать определенные знания о мире и оценивать действия и поступки окружающих с позиции проявления ими качеств гражданина и патриота (Г. Н. Абросимова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева и др.).
Исследования учеными возможности постижения детьми истории и культуры родного края во второй половине ХХ в. (Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.), а также заказ на разработку региональных компонентов государственных образовательных стандартов на рубеже XX—XXI вв. выступили предпосылками для последующего изучения процесса приобщения детей к этой теме на уровне региона (Г. Н. Данилина, Л. Ю. Ильина, Ю. Н. Мамонова, М. Ю. Новицкая, А. А. Остапец, Л. И. Русских, М. Е. Трубачева и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.
В основе этого процесса лежит интерес ребенка к познанию окружающего мира. Сензитивным периодом для развития такого интереса является старший дошкольный возраст, поскольку он характеризуется развитием самооценки детей, способности к произвольному поведению, волевым действиям, обеспечивающим преодоление трудностей при стремлении к результату, формирование уверенности в себе (В. С. Мухина).
Развитие этого личностного образования у детей 5—7 лет непо­средственно связано с решением задач их подготовки к школе, а также преемственности уровней в образовании: дошкольного и начального общего. Школа, как преемник дошкольной ступени, запрашивает у педагогов детского сада определенный уровень развития у воспитанников интереса к познанию окружающего, который позволяет выстраивать процесс их дальнейшего познавательного развития.
Проведенный нами анализ состояния практики развития исследуемого интереса показал, что зачастую этот процесс проходит стихийно, без учета особенностей познавательного развития старших до­школьников. По результатам констатирующего эксперимента целенаправленно развивают у детей 5—7 лет интерес к познанию истории и культуры родного края только 25% педагогов. Отсутствие должного внимания воспитывающих взрослых к проблеме развития такого интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет, а также необходимых для решения этой задачи социокультурных компетенций послужило для нас поводом считать это существенной причиной преобладания у детей низкого (40%) и среднего (36%) уровней интереса к рассматриваемой сфере познания.
Проблемы, связанные с развитием познавательных интересов как побудительной силы деятельности, были рассмотрены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, М. Ф. Беляева, И. М. Цветкова, А. Г. Ковалева, В. В. Давыдова, В. П. Беспалько, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной, А. К. Дусовицкого и др. Различные аспекты развития у дошкольников познавательных интересов исследованы И. Ч. Красовской (формирование интереса к явлениям общест­венной жизни в совместной деятельности детского сада и семьи), А. Ю. Тихоновой (воспитание интереса к региональной культуре на примере художественных ремесел), С. В. Гусаровой (формирование представлений о технике как средство развития познавательного интереса дошкольников), О. В. Прозоровой (формирование познавательного интереса средствами народной педагогики), А. Ю. Дейкиной (развитие познавательного интереса в процессе медиаобразования) и др. В основе развития интереса лежит развивающаяся у детей потребность в познании окружающего мира и информационном обмене, что изучалось А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, М. И. Лисиной, Н. Н. Поддъяковым, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса и др.
Несмотря на то, что вопросы формирования и развития интереса находят достаточно глубокое отражение в исследованиях ученых, современная образовательно-воспитательная практика свидетельствует, что данная проблема требует своего дальнейшего изучения, особенно в аспекте определения эффективных средств познавательного развития.
В качестве средств познания окружающего мира выступали игровая деятельность (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Артемова, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко); художественная деятельность (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова); учебно-познавательная деятельность (А. П. Усова, П. Г. Саморукова, Е. И. Ра­дина, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова); трудовая  деятельность (В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, М. В. Крулехт); коммуникативная деятельность (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Т. А. Репина) и др. Средством деятельного познания способна выступить проектная деятельность, которую в педагогической науке рассматривают как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, предполагающую выделение этапов проектирования: выработка концепции; определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности; создание плана; организация деятельности по реализации проекта (Е. С. Полат, Л. А. Казанцева, И. Я. Якимов).
Внимание ученых, проявленное в начале XXI в. к проектной деятельности как средству познания окружающего мира детьми дошкольного и младшего школьного возраста, обусловлено развитием информационного («обучающегося») общества, возрастанием потребности граждан в обновлении знаний, освоении новых видов деятельности. В последнее десятилетие в дидактике детского сада активно разрабатываются новые средства обучения, однако внимание к проектной деятельности, способствующей развитию позиции субъекта познания, проявляется недостаточно. Сохраняется традиционная система воспитания и обучения дошкольников, не отвечающая возможностям и интересам современного развитого детства (А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев).
В целом, анализируя работы, посвященные познавательному интересу детей 5—7-летнего возраста, мы выявили, что вопросы его формирования и развития находят отражение в исследованиях ученых, однако вопрос развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности не исследовался.
На сегодняшний день в педагогической науке и практике наблюдаются противоречия между:
— осознанием важности государственного заказа на воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию, свое­временное формирование у детей навыков самообразования и недостаточной его реализацией в теории и практике дошкольного образования;
— развивающимся в психологической науке новым взглядом на дошкольное детство в современном динамичном мире и недостаточным вниманием педагогической науки и практики к средствам, адекватным познавательным потребностям детей;
— проявляющимся в педагогической науке и практике вниманием к проектной деятельности как средству познания окружающего мира и отсутствием теоретического обоснования процесса развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей.
Состояние теоретической разработанности вопроса и выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в разработке научных представлений о процессе развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет».
Объект исследования проектная деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет.
Предмет исследования процесс развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет.
Цель исследования — разработать теоретические основы процесса развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет будет более эффективным, чем в массовой практике, если:
при организации воспитательно-образовательного процесса интерес будет пониматься как избирательное и устойчивое эмоционально-положительное отношение ребенка к культурно-историческим событиям и объектам родного края, развивающееся на фоне потребности в познании сущности социальных явлений;
— проектная деятельность в качестве одного из средств развития исследуемого интереса будет рассматриваться как востребованная современной информационной ситуацией, адекватная познавательным потребностям детей, направленная на раннее развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать совместно с воспитывающими взрослыми;
— для выявления уровней развития интереса к познанию истории и культуры родного края будут служить критерии, выделенные на основе структурных компонентов интереса (мотивационно-потребностного, содержательно-деятельностного, эмоционально-волевого);
— процесс развития интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет будет проектироваться и реализовываться как научно обоснованная последовательность его этапов с учетом требований к социокультурным компетенциям воспитыва­ющих взрослых (педагогов и родителей) и социокультурной предметно-развивающей среде.
С учетом определения цели и формулировки гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дополнить научное понимание интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет, уточнить его структурные компоненты на основе анализа состояния теории и практики по рассматриваемой проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности проектной деятельности как одного из возможных средств развития интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет.
3. Определить критерии и уровни развития интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет и выявить динамику его развития в проектной деятельности.
4. Обосновать этапы процесса развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские и культурологические положения о культуре (М. М. Бахтин, В. С. Библер, М. С. Каган, Э. В. Ильенков, В. И. Межуев, М. К. Мамардашвили, Э. С. Маркарян и др.); культурно-историческом развитии человека (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддъяков, В. И. Слободчиков, В. В. Рубцов и др.); психолого-педагогические положения о культурно-историческом образовании (В. В. Рубцов, Е. А. Ямбург, Е. В. Бондаревская, Т. Ю. Купач, Р. М. Чумичева и др.); концептуальные идеи целостного подхода (В. В. Краевский, В. С. Ильин, Н. К. Сергеев); идеи формирования личности ребенка в процессе всестороннего познания окружающего мира (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. Ю. Купач, И. Э. Куликовская и др.); положения концепции проблемного обучения (С. Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В. Оконь, Д. С. Ермаков, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В.Т.Кудрявцев, Е. В. Ковалевская, И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. П. Хилькевич и др.). В исследовании были учтены работы, посвященные познавательному интересу (А.В. Запорожец, М. Ф. Беляев, Ф. К. Савина, Г. И. Щукина, Л. И. Божович, А. К. Дусовицкий, Н. К. Постникова и др.), а также исследовательской деятельности и деятельности проектирования (А. И. Савенков, А. Н. Поддъяков, С. М. Бондаренко, М. А. Ахметов, О. С. Газман, В. П. Бедерханова, К. Я. Вазина, Е. С. Евдокимова, И. А. Якимов, Н. И. Наумова, П. А. Маслов и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической и исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы; изучение и обобщение массового педагогического опыта; моделирование формирующего эксперимента; опросные методы (интервьюирование, анкетирование, проведение бесед); наблюдение (в т.ч. включенное); анализ продуктов детской деятельности; анализ педагогической документации; педагогический эксперимент.
Сочетание различных методов исследования содействовало рассмотрению психолого-педагогических фактов и явлений во всей их сложности, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, целостным подходом к решению проблемы, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, применением методов, адекватных целям, задачам, логике исследования; статистической значимостью экспериментальных данных и контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые предложена и обоснована модель процесса развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет, включающая в себя организацию этого процесса, разворачивающегося поэтапно; уточнено и дополнено научное понимание интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет; конкретизирована применительно к детям 5—7 лет проектная деятельность как средство развития у них интереса к познанию истории и культуры родного края; обоснованы уровневые характеристики интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет и динамика его развития в проектной деятельности.
Теоретическая значимость результатов исследования:
·   определено содержание компонентов интереса (мотивационно-потребностного, содержательно-деятельностного, эмоционально-волевого), что способствует обоснованию научных основ развития интереса к познанию истории и культуры родного края;
·   теория дошкольного образования обогащена знаниями о специфике использования проектной деятельности в процессе развития у детей 5—7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края, что расширяет представление воспитывающих взрослых о новых средствах в работе с детьми;
·   результаты исследования дают возможность на теоретической основе осуществлять выбор критериальных оснований для решения проблемы развития у детей интереса к познанию истории и культуры родного рая и выявления его уровней;
·   внесен вклад в дальнейшее развитие технологии разработки и реализации информационно-исследовательских проектов, направленных на развитие у детей 5—7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края;
·   результаты исследования дают научное представление об этапах процесса развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет, что позволит организовать воспитательно-образовательный процесс в образовательном учреждении на новом качественном уровне.
Практическая ценность результатов исследования:
·   составлены и апробированы группы методик для оценки уровней развития интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет, что позволяет педагогам диагностировать у них исследуемое личностное образование;
·   разработана и экспериментально проверена модель процесса развития интереса к познанию истории и культуры родного края, которая может быть использована педагогами образовательного учреждения в решении задач данной направленности;
·   разработаны гибкое перспективное планирование и комплекс информационно-исследовательских проектов, которые позволяют педагогам совершенствовать образовательный процесс с целью приобщения детей 5—7 лет к истории и культуре родного края;
·   созданный алгоритм освоения проектной деятельности воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) обеспечивает возможность подготовки методических рекомендаций для системы дополнительного образования детей, а также специальных курсов по теории и методике ознакомления с окружающим в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по освоению новых средств познавательного развития детей.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были опубликованы в 7 статьях (общий объем — 1,19 п. л.) и научно-методических рекомендациях (общий объем — 8,0 п. л.), обсуждались на всероссийской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 2006 г.), 6 межрегиональных и областных научно-практических конференциях (г. Волгоград, 2003—2006 гг.), 10 городских и областных научно-методических семинарах заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Волгоградской области.
Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании научно-исследовательской лаборатории проблем образования родителей при Волгоградском государственном педагогиче­ском университете.
Внедрение представленных в исследовании результатов осущест­влялось в ходе практической деятельности диссертанта в качестве заведующего МОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 334 г. Волгограда» (2004—2008); участия в эксперименте городского и областного уровней по разработке и апробации региональной программы «Воспитание маленького волжанина» в качестве компонента содержания дошкольного образования (2002—2005; 2006—2010 гг.), проходящем в дошкольных образовательных учреждениях г. Волго­града (№ 351, 334, 155, 246).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Интерес к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет представляет собой избирательное и устойчивое эмоционально-положительное отношение ребенка к культурно-историческим событиям и объектам родного края и развивается в активной деятельности на фоне имеющейся потребности в познании сущности социальных явлений.
Структурными компонентами интереса к познанию истории и культуры родного края выступают мотивационно-потребностный (характеризуется проявлением у детей 5—7 лет потребности активно включаться в процесс познания истории и культуры родного края), содержательно-деятельностный (предполагает наличие у детей 5—7 лет активной позиции во взаимодействии со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного края), эмоционально-волевой (заключается в особом эмоциональном отношении ребенка к процессу познания культурно-исторического наследия родного края).
2. Особенностью проектной деятельности детей 5—7 лет как средства развития у них интереса к познанию истории и культуры родного края является ее востребованность современной информационной ситуацией; адекватность потребностям детей в познании и информационном обмене, активной деятельности, общении со взрослыми и сверстниками; направленность на раннее развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать совмест­но с воспитывающими взрослыми, эмоционально относясь к процессу познания.
Проектная деятельность в культурно-исторической сфере направлена на активное, личностно значимое познание культурно-исторического наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного края, России, мира; способствует переходу к качественно новым отношениям между детьми и взрослыми: от субъект-объектных к установлению субъект-субъектных, партнерских отношений, обеспечивающих со-развитие взрослого и ребенка.
3. Выбор критериальных оснований интереса к познанию истории и культуры родного края обусловлен его компонентным составом. В качестве показателей проявления мотивационно-потребностного компонента интереса выступает наличие потребности в процессе познания истории и культуры родного края и степень ее устойчивости; желание активно в него включаться; содержательно-деятельностного — умения общаться со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного края (в контексте проблемы), совместно обсуждать проект исследования, искать и собирать информацию об истории и культуре родного края, используя определенные способы (спросить у компетентного взрослого, понаблюдать, посмотреть передачу, пойти на экскурсию в музей, библиотеку, посетить Интернет и т. д.); эмоционально-волевого — эмоцио­нальное отношение ребенка к деятельности познания истории и культуры родного края, удовлетворяющее потребность в познании и информационном обмене, что проявляется в эмоциях, чувствах (удивление, оживление, радость, гордость, любовь и др.), воле (старательность, умение преодолевать трудности при стремлении к знанию).
4. Процесс развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет включает в себя три этапа:
·   возникновение устойчивого, ситуативного интереса к познанию истории и культуры родного края, который проявляется в специально организованных взрослым ситуациях познания;
·   развитие устойчивого, внеситуативного интереса, который проявляется в устойчивом желании детей общаться со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного края не только в специально созданных ситуациях, но и внеситуативно;
·   становление устойчивого, внеситуативного, избирательного интереса к познанию истории и культуры родного края, который проявляется в активном, устойчивом желании детей познавать до­ступными способами историю и культуру родного края (обращение к взрослому, сверстникам, осуществление поиска информации с помощью вопросов независимо от организованной ситуации).
Базой исследования являлись ДОУ № 155, 246, 334, 351 г. Волго­града и Волгоградской области (Волжский — № 59, 109; Петров Вал — № 72) как экспериментальные площадки регионального проекта «Воспитание маленького волжанина». Всего экспериментальной работой на разных этапах исследования было охвачено 350 детей в возрасте от 5 до 7 лет, 42 воспитателя, 22 педагога дополнительного образования, 300 родителей воспитанников.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (2002—2003 гг.) — поисково-теоретический — анализировались состояние проблемы в философской и психолого-педагогической литературе, исторический опыт отечественной педагогики по проблеме приобщения дошкольников к культурным ценно­стям; разрабатывалась модель, способствующая развитию у детей 5—7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проект­ной деятельности; формировались цели, задачи исследования, гипотеза; определялась структура работы.
Второй этап (2003—2006 гг.) — опытно-экспериментальный — изучались возможности проектной деятельности в развитии у детей 5—7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края; осуществлялся поиск методов и форм работы с воспитывающими взрослыми (педагогами, родителями); апробировалась разработанная модель развития у детей 5—7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края.
Третий этап (2006—2008 гг.) — обобщающий — проводились анализ, систематизация и обобщение результатов исследования; формулировались основные выводы.
Объем и структура диссертации. Диссертация (194 с.) состоит из введения (13 с.), двух глав (1-я — 79 с., 2-я — 69 с.), заключения (5 с.), списка литературы (309 наименований), 11 приложений. Основной текст диссертации содержит 5 диаграмм, 8 таблиц, 2 схемы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В первой главе «Теоретические и практические основы познания дошкольниками истории и культуры родного края» представлены предпосылки перехода к культурно-историческому типу образования; показана степень изученности проблемы познания дошкольниками истории и культуры родного края в педагогике; раскрыты сущность интереса к познанию истории и культуры родного края, специфика его развития в дошкольном детстве; рассмотрены возможности проектной деятельности как средства развития интереса; спроектирована авторская модель процесса.
Мир культуры и истории окружает ребенка с детства. Постижение культурных ценностей семьи, родного края, своего народа является первым шагом для ребенка в освоении общечеловеческих ценностей мировой культуры. В первые годы жизни происходит первичное усвоение ребенком исторически накопленного человеческого опыта. В этом процессе немаловажная роль отводится познавательному интересу.
Изучение сущности интереса к познанию (наличие познавательной потребности, мотивации, связь с эмоциональными, интеллектуальными психическими процессами, а также познавательной активностью) позволило выявить различные подходы ученых к его определению. Познавательный интерес рассматривается как показатель отношения личности к действительности (М. Ф. Беляев, В. Н. Мясищев, Г. И. Щукина, А. К. Дусовицкий и др.); потребность в знании, ориентирующем человека в окружающей действительности (Л. И. Бо­жович); глубоко личностное образование, фактор активизации учения и условие реализации творческого потенциала личности (Ф. К.Савина, Г.И. Щукина); как познавательная деятельность, направленная на открытие еще неизвестного (Н. К. Постникова).
Многообразие понятий познавательного интереса объясняется тем, что он представляет собой развивающееся явление: проявляясь первоначально как любопытство, переходит в любознательность, далее — в собственно познавательный интерес (Г. И. Щукина).
Познавательные интересы детей 5—7 лет выступали предметом исследования педагогов не один раз (С. В. Гусарова, А. Ю. Дейкина, И. Ч. Красовская, О. В. Прозорова, М. Л. Семенова, А. Ю. Тихонова и др.). Причем внимание авторов было сфокусировано на данном возрастном этапе, что является закономерным в логике детского развития и решения задач подготовки детей к обучению в школе.
Анализ проведенных исследований позволил нам расширить представление об интересе к познанию истории и культуры родного края, который развивается у детей 5—7 лет в активной деятельности на фоне имеющейся потребности в познании сущности социальных явлений и проявляется как избирательное и устойчивое эмоционально-положительное отношение к культурно-историческим событиям и объектам родного края.
Среди разнообразных видов деятельности, осваиваемых детьми, проектная деятельность способна выступить одним из средств развития интереса к познанию истории и культуры родного края.
В первой главе исследования раскрыты сущность и развивающие эффекты проектной деятельности, определены ее педагогические возможности в развитии интереса детей к познанию окружающего мира. С этой целью проведен теоретический анализ работ отечественных и зарубежных педагогов конца XIX — начала XX в. (Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Паркхерст, Е. Коллинс, Е. Г. Кагаров, П. П. Блонский, Н. Ф. Федоров, С. Т. Шацкий и др.) и современных ученых (О. С. Газ­ман, К. Я. Вазина, И. В. Цветкова, Е. С. Полат, В. П. Бедерханова, Р. Ш. Акбашева, М. А. Ахметов, Л. С. Киселева, Л. А. Казанцева, И. А. Якимов, Е. С. Евдокимова, П. А. Маслов и др.). К выявленным значимым социально-педагогическим эффектам проектной деятельности отнесены: высокая интеллектуальная ориентировочная реакция на содержание изучаемого материала на основе возникшего познавательного интереса; выполнение детьми ряда последовательных и взаимосвязанных познавательных действий вслед за действиями воспитателя или самостоятельно, направленных на достижение определенного результата.
Изучение особенностей развития личности дошкольника (Л. С. Вы­готский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков, В. С. Мухина, М. И. Лисина, Т. И. Бабаева, А. И. Савенков, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса и др.) показало, что проектная деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет отражает потребности данного возраста в исследовании окружающего мира, а также во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Особенностью проектной деятельности детей 5—7 лет как средства развития у них интереса к познанию истории и культуры родного края является ее востребованность современной информационной ситуацией; адекватность потребностям детей в познании и информационном обмене, активной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками; направленность на раннее развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать совмест­но с воспитывающими взрослыми, эмоционально относясь к процессу познания.
Проектная деятельность в культурно-исторической сфере направлена на активное, личностно значимое познание культурно-исторического наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства (родного края, России, мира) и способствует переходу к качественно новым отношениям между детьми и взрослыми: от субъект-объектных к установлению субъект-субъектных, партнерских отношений, обеспечивающих со-развитие взрослого и ребенка.
С учетом особенностей нашего исследования была разработана модель процесса развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет. В качестве основных ориентиров при ее построении выступили идеи целостного подхода (В. В. Краевский, В. С. Ильин, Н. К. Сергеев), а также государственные образовательные стандарты и региональный компонент содержания дошкольного образования.
Модель процесса развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет включает в себя организацию этого процесса поэтапно с учетом требований к социокультурным компетенциям воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) и социокультурной предметно-развивающей среде.
Организация процессаразвития интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет представлена нами в пяти взаимосвязанных между собой блоках: целевом, содержательном, коммуникативно-процессуальном, оценочно-результативном и диагностическом.
Целевой блок определяет в качестве цели развитие интереса у детей 5—7 лет как устойчивого эмоционально-положительного отношения личности к культурно-историческим событиям и объектам родного края, реализуемого в совместной со взрослыми проектной деятельности,вызванной потребностью познавать сущность социальных явлений.
Выполнение цели ведется через реализацию задач мотивационно-потребностной (МП), содержательно-деятельностной (СД) и эмоцио­нально-волевой (ЭВ) направленности, которые определены нами в соответствии со структурой интереса.
Содержательный блок представляет собой специфическую область развития интереса через организацию совместной со взрослыми проектной деятельности, в ходе которой реализуются тематические проекты, способствующие освоению ценностей культуры родного края.
Реализуя вместе с воспитывающими взрослыми проекты, ребенок получает начальную информацию о фактах, связанных с историей родного края, культурно-исторических объектах, о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, начинает ориентироваться в ценностных установках своей семьи, окружающего мира, используя разнообразные способы познания (спросить у компетентного взрослого, понаблюдать, посмотреть передачу, пойти на экскурсию в музей, библиотеку, посетить Интернет и т. д.).
Ребенок познает историю и культуру родного края в следующей последовательности: родной дом, родная улица, родной район, родной город, область, таким образом постепенно расширяя границы своего познания.
Тематика проектов определяется не только воспитывающими взрослыми, но и детьми по мере проявляющегося и развивающегося у них интереса к истории и культуре родного края.
Коммуникативно-процессуальный блок включает в себя особенности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в совместной проектной деятельности, направленной на познание истории и культуры родного края. Субъектами данной деятельности являются ребенок и воспитывающие взрослые (родители, педагоги, специалисты учреждений культуры), что делает ее сложной в управлении и требует специальной подготовки педагогов и родителей.
Коммуникативно-процессуальный блок отражает организацию совместной проектной деятельности воспитывающих взрослых и детей 5—7 лет, в ходе освоения которой существенно изменяется качест­во отношений между ними: от субъект-объектных до установления развивающихся субъект-субъектных, партнерских отношений, обеспечивающих со-развитие взрослого и ребенка (у ребенка формируются, а у взрослого расширяются и углубляются представления о культуре и истории родного края, осваиваются новые способы познания, развиваются социальные эмоции).
Оценочно-результативный блок представлен компонентами интереса к познанию истории и культуры родного края и их критериями, позволяющими оценить его уровень. Блок отражает уровни развития интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет, определяющиеся на основе критериев, позволяющих осущест­влять диагностическое исследование компонентов интереса (мотивационно-потребностного, содержательно-деятельностного, эмоционально-волевого).
Мотивационно-потребностный компонент характеризуется наличием потребности и степенью ее устойчивости к процессу познания истории и культуры родного края; желанием активно в него включаться.
Содержательно-деятельностный компонент определяется умением общаться со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного края (в контексте проблемы); совместно обсуждать проект исследования; искать и собирать информацию об истории и культуре родного края, используя конкретные способы (спросить у компетентного взрослого, понаблюдать, посмотреть передачу, пойти на экскурсию в музей, библиотеку, посетить Интернет и т. д.).
Эмоционально-волевой компонент представлен эмоциональным отношением ребенка к деятельности познания истории и культуры родного края, удовлетворяющим потребность в познании и информационном обмене, что проявляется в эмоциях, чувствах (удивление, оживление, радость, гордость, любовь и др.), воле (старательность, умение преодолевать трудности при стремлении к знанию).
Выделенные компоненты служат исходным моментом для определения уровней развития интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет. Мы выделили три уровня развития исследуемого образования: низкий, средний, высокий.
Оценочно-результативный блок напрямую связан с диагностиче­ским блоком, который включает в себя комплекс диагностических методов, направленных на изучение интереса и определение уровня его развития.
При построении модели процесса развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет немаловажными являются требования, предъявляемые к воспитывающим взрослым (педагогам и родителям) и социокультурной предметно-развивающей среде. Требования к педагогам и родителямпредставляют собой желаемые для развития названного интереса характеристики социокультурных компетенций. Требования к социокультурной предметно-развивающей среде отражают педагогический, специально организованный характер ее создания, направленный на возникновение проблемы, стимулирование ребенка к поиску самостоятельных способов познания истории и культуры родного края, а также объединение взаимодействия детей и воспитывающих взрослых.
Во второй главе «Экспериментальное обоснование развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет» отражены ход и результаты эксперимента, позволившего определить уровни развития у детей такого интереса; апробировать модель процесса его развития и динамику развития в проектной деятельности.
В целях разностороннего изучения интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет были использованы три группы методов и соответствующие им диагностические методики («Выбор деятельности», «Маленький путешественник», «Лабиринт “Путешествие по городу”», «В гостях у волшебника», «Оцени поступок», «Радости и огорчения» и пр.). Выбранные группы методов соответствовали трем компонентам интереса: мотивационно-потребност­ному, содержательно-деятельностному, эмоционально-волевому.
В результате анализа полученных результатов обследования детей была получена общая картина, характеризующая уровни развития интереса.
1-й уровень — высокий — отмечаются внеситуативный, устойчивый интерес у детей 5—7 лет к историческому наследию края, активное стремление и желание его познавать доступными способами: обращаться ко взрослому, сверстникам, вести поиск информации с помощью вопросов; высокая эмоциональная отзывчивость дошкольников на познаваемые культурно-исторические события и знакомство с объектами родного края, аргументирование своих суждений, проявление старательности, умения преодолевать трудности в процессе познания. Его показали в начале эксперимента 24% испытуемых.
2-й уровень — средний — отмечаются неустойчивый интерес к познанию истории и культуры родного края, количество вопросов по существу исследования резко снижено; ситуативно-неустойчивый интерес к общению со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний; отмечается проявление эмоционально-чувственного отношения к происходящим событиям, волевые качества проявляются при поддержке взрослого. Такой уровень в начале эксперимента проявился у 36% детей.
3-й уровень — низкий — выявлены неустойчивый, выборочный интерес к культурно-историческим событиям и объектам родного края; крайне редкое проявление желания включаться в процесс познания. К этому уровню мы отнесли 40% детей.
Анализ полученных результатов позволил выяснить причины преобладающего проявления низкого и среднего уровней интереса: недостаточное развитие у детей коммуникации, интеллектуально творческих способностей, отсутствие необходимого жизненного опыта, что не позволило испытуемым в полной мере проявлять самостоятельность, инициативность; отсутствие должного внимания педагогов и родителей к проблеме развития интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет, а также необходимых социо­культурных компетенций воспитывающих взрослых, обнаруженное нами в ходе проведенного анкетирования, анализа педагогической документации и социокультурной предметно-развивающей среды детского сада.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты подтвердили актуальность проблемы развития исследуемого интереса у детей 5—7 лет и разработки модели ее решения средствами проектной деятельности.
Формирующий эксперимент ставил своей целью разработку и реализацию программы и плана действий, позволяющих апробировать модель. При этом мы учитывали характеристики организации процесса развития интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет, представленные нами в целевом, содержательном, коммуникативно-процессуальном блоках (табл. 1).

 

Таблица 1
                                Основные характеристики по блокам
   


Этапы

целевой

содержательный

коммуникативно-процессуальный

I
э
т
а
п

 

 

 

Цель: развитие устойчивого ситуативного интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности

Познание  близлежащих объектов, знакомых детям: родная улица и история происхождения ее названия; родной детский сад, родной район, его памятные места и исторические объекты (здания, улицы, площади и др.)

  • Организация взрослыми проблемной ситуации
  • Определение взрослыми цели проекта, его мотивация
  • Привлечение взрослыми детей к участию в планировании деятельности (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на вопросы?)
  • Совместное движение взрослых и детей к результату (обучение способам поиска информации)
  • Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата (Что мы узнали?)

II
э
т
а
п

 

Цель: развитие устойчивого, внеситуативного интереса к познанию истории и культуры родного края в  проектной деятельности

Расширение границ познания истории и культуры родного края: культурно-исторического наследия города с момента его основания (символика, памятники, музеи, исторические здания, центральные площади, скверы и др., связанные с героическим прошлым города-героя; знаменитые люди города, дети Сталинграда;  история детства  родителей, бабушек и дедушек);  основных культурно-исторических объектов области

  • Выделение (взрослыми или детьми) проблемы
  • Совместное со взрослыми определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата
  • Совместное со взрослыми планирование деятельности, определение способов и средств реализации проекта
  • Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого
  • Совместный со взрослыми анализ выполнения проекта, переживание результата
  • Совместное со взрослыми определение перспективы развития проекта (расширение и совершенствование проекта)

III

э
т
а
п

 

Цель: развитие устойчивого, внеситуативного, избирательного интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности

Познание истории и культуры области, региона: родной край – Нижнее Поволжье, знаменитые люди Поволжья; народы, населяющие Поволжье; промышленные объекты города и области (железная дорога, соединяющая  города Волгоградской области с городами России и др.)

 

  • Выделение проблемы (детьми или взрослыми)
  • Определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата
  • Планирование деятельности детьми, определение средств реализации проекта
  • Выполнение детьми проекта, решение творческих споров
  • Анализ выполнения проекта, переживание результата 
  • Определение перспективы развития проекта

Примечание: на каждом этапе проектной деятельности взрослый может принимать участие в работе как партнер детей, по согласованию с ними

Реализация целей и содержания процесса развития интереса на каждом этапе стала возможной благодаря ориентации педагогов и родителей на проблему культурно-исторического развития детей 5—7 лет, одним из средств решения которой выступает проектная деятельность.
Поскольку проектная деятельность являлась сравнительно новым средством обучения и воспитания детей этого возраста, потребовалось провести специальную работу с педагогами и родителями, направленную на освоение ими данной деятельности.
Результаты формирующего эксперимента показали, что проектная деятельность способствует развитию интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет, открытости педагогов и родителей друг к другу, их способности поддержать ребенка в процессе познания, изменению позиции взрослых и детей по отношению друг к другу.
Анализируя результаты всей экспериментальной работы, мы обнаружили у детей значительные изменения интереса. Если на начало эксперимента к высокому уровню развития интереса к познанию истории и культуры родного края было отнесено 24% детей, то к концу эксперимента процент детей значительно вырос (38%). Заметно увеличилось число детей, относящихся к среднему уровню (50%); значительно сократилось количество детей с низким уровнем развития (с 40 до 12%).
Анализируя и сравнивая динамику развития интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей контрольной и экспериментальной групп, мы обнаружили разный уровень его развития. Общая динамика развития у детей интереса в проектной деятельности представлена в табл. 2.

Таблица 2
Динамика развития интереса к познанию
истории и культуры родного края у детей 5—7 лет
          


Время проведения эксперимента

Уровни развития интереса
к познанию истории и культуры родного края, %

Экспериментальная группа
(100 чел.)

Контрольная группа
(92 чел.)

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

высокий уровень

средний уровень

 

низкий уровень

 

Констатирующий этап

24

36

40

21,7

36,9

41,3

Контрольный этап

38

50

12

25,9

40,8

33,3

В заключении диссертации излагаются основные результаты исследования, позволяющие утверждать, что поставленные задачи решены и подтверждают выдвинутую гипотезу.
Интерес к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет развивается в активной деятельности на фоне имеющейся потребности в познании сущности социальных явлений и проявляется как избирательное и устойчивое эмоционально-положительное отношение ребенка к культурно-историческим событиям и объектам родного края.
Подробный анализ состояния проблемы развития исследуемого интереса у детей 5—7 лет в процессе разнообразной деятельности позволил нам обнаружить возможности проектной деятельности и выделить ее в качестве средства в развитии данного интереса.
Особенностью проектной деятельности детей является ее востребованность современной информационной ситуацией; адекватность потребностям детей в познании и информационном обмене, активной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками; направленность на раннее развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать совместно с воспитывающими взрослыми, эмоционально относясь к процессу познания.
Проектная деятельность в культурно-исторической сфере направлена на активное, личностно значимое познание культурно-исторического наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного края, России, мира; способствует переходу к качественно новым отношениям между детьми и взрослыми: от субъект-объектных к установлению субъект-субъектных, партнерских отношений, обеспечивающих со-развитие взрослого и ребенка.
Разрабатывая модель, мы ориентировались на идеи целостного подхода, а также требования государственного образовательного стандарта и региональный компонент содержания дошкольного образования. Это позволило определить организацию процесса развития исследуемого интереса поэтапно с учетом требований к социокультурным компетенциям воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) и социокультурной предметно-развивающей среде, что вызвано спецификой этого процесса.
Анализ данных диагностических исследований показал, что развитие интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет проведено успешно. К концу эксперимента процент детей, имеющих высокий и средний уровни интереса, значительно вырос, а количество детей с низким уровнем развития интереса существенно сократилось.
Данная диссертационная работа не могла решить всех задач, стоящих в области развития познавательных интересов у детей 5—7 лет. В дальнейшем исследовании нуждается проблема организации условий развития интереса у детей с ограниченными возможностями.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
Статьи в журналах, входящих в список ВАК
1. Кобзева, Т. Г. Воспитание дошкольника — гражданина мира / Т. Г. Кобзева, Е. С. Евдокимова // Вестн. Сарат. гос. агр. ун-та им. Н. И. Вавилова. — 2006. — № 5. — Вып. 3. — С. 43—45 (0,1 п. л.).

Методические материалы
  2. Кобзева, Т. Г. Детям и взрослым о войне и мире: метод. пособие для спец. учреждений образования, культуры, а также для родителей / Т. Г. Кобзева, Е. С. Евдокимова, Е. А. Кудрявцева. — Волгоград — Саратов, 2005 (Б-ка регион. образоват. прогр. «Воспитание маленького волжанина») (8 п. л.).

Статьи и тезисы в сборниках материалов научных конференций
3. Кобзева, Т. Г. Ознакомление дошкольников с культурным наследием города / Т. Г. Кобзева // Дети дошкольного возраста в прост­ранстве культуры: материалы обл. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т. В. Волчанской, Е. С. Евдокимовой, О. Г. Никитенко, В. Я. Меньщикова; ВГПУ; ВГИК; ВГАФК. — Волжский: Парус-Н, 2003. — С. 76—83 (0,25 п. л.).
4. Кобзева, Т. Г. Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного города / Т. Г. Кобзева; под ред. Е. С. Евдокимовой, Н. Р. Оганян, С. А. Пятаевой. — Волгоград: МУ «Волго­градский методический центр», 2004. — С. 6—8 (0,12 п. л.).
5. Кобзева, Т. Г. Современная проектная деятельность детей, педагогов, родителей в познании истории и культуры родного края / Т. Г. Кобзева // Образование и семья: проблемы индивидуализации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. С.-Петербург, 20—21 апр. 2006 г. / под общ. ред. И. А. Хоменко. — СПб., 2006. — С. 157—161 (0, 2. п. л.).
6. Кобзева, Т. Г. Взаимодействие субъектов педагогического процесса в гражданском воспитании дошкольников / Т. Г. Кобзева // Взаимодействие учреждений образования, культуры и семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников на культурно-исторических традициях региона: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Комитет по образованию администрации Волгогр. обл.; ВГПУ; ВГИК. — Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. — С. 90—94 (0,12 п. л.).
7. Кобзева, Т. Г. Становление культурно-исторического типа образования в отечественной педагогической системе / Т. Г. Кобзева // Миссия культуры: материалы межрегион. практ. конф. / под ред. М. П. Бузского, А. Н. Лощилина. — М.: РФО РАН, 2007. — С. 87—91 (0,2 п. л.).
8. Кобзева, Т. Г. Приобщение дошкольников к этнокультурным традициям в процессе проектной деятельности / Т. Г. Кобзева // Проблемы сохранения и развития этнической культуры как стабилизационного фактора межнациональных отношений на территории Волго­града: материалы гор. науч.-практ. конф. Волгоград, 21 нояб. 2007 г. / под ред. доц. Д. В. Полежаева. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. — С. 100—105 (0,2 п. л.).