Додокина Н.В.  Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Специальность 13. 00. 07. – Теория и методика дошкольного образования. М., 2006. Научный руководитель КПН, доцент Евдокимова   Е.С.
 
Общая характеристика работы

 

Актуальность исследования.  
В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием в детском саду, и в последующем в школе. Для ребенка первым кругом общения остается семья.
Социально-экономические преобразования в стране в конце ХХ – начале ХХI в., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, не могли не отразиться на семье.
     Следствием кризиса семьи являются, по мнению И. Бестужева-Лады, А.Б.Орлова, Д.И. Фельдштейна и др. многочисленные проблемы детства: ухудшение состояния здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, спровоцированное в т.ч. нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений; нарушение процессов формирования нравственной сферы (дошкольники с  трудом усваивают систему нравственных эталонов); эстетическая неразвитость и т.д.  
  Выход из сложившейся кризисной ситуации педагоги и психологи - исследователи видят в содействии укреплению семьи, развитию ее воспитательного потенциала посредством: восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций, творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи, формирования в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания (И.В.Бестужев-Лада, И.В.Добряков, Г.Г.Лидерс, Г.Г.Кравцов, Р.В.Овчарова, И.А.Хоменко, Г.Г.Филиппова, В.К.Шабельников и др.); а также перехода  к новым принципам образования и воспитания в семье – равенства, диалогизма, сосуществования, соразвития, свободы, единства и принятия (А.Б. Орлов).
Воспитание в российской семье исторически основывалось на традиционных формах семейного уклада: жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой жизни семьи, ответственном отношении к воспитанию малолетних и уходу за престарелыми членами семьи, использовании в воспитании народного художественного творчества, совместной продуктивной деятельности и пр. (Г.Н. Волков, Е.С. Бабунова, Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина и др.).
Исследования особенностей семейного воспитания, проблем развития  воспитательного потенциала семьи в нашей стране имеет давнюю историю. В деле вычленения проблемы семейного воспитания из круга широких педагогических проблем, в становлении её как самостоятельной области исследований, важную роль сыграли работы отечественных педагогов и психологов К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Е.И. Конради, П.Ф. Лесгафта, И.А. Сикорского, М.М. Манасеиной, Е.Н. Водовозовой и др.
    Снижение интереса к семейному воспитанию, и повышенное внимание к общественному после 1917 года сменилось медленно, но неуклонно возрастающим интересом в последующие десятилетия.  В 40 – 60-е гг. исследования Т.А.Марковой, В.Г.Нечаевой, Л.А. Пеньевской, О.И.Соловьевой, показали, что  ни  один  вопрос  воспитания  ребенка  не  может  быть  успешно  решен  детским  садом  без  сотрудничества с  семьей.  В 70-е годы, в связи с повышением  требований  к  воспитанию, возрастанием общей  культуры  семьи, необходимостью  использования  ее  педагогического потенциала, исследователями конкретизировано содержание педагогического  просвещения  родителей; даны  практические  рекомендации по  работе  с семьей (Д.Д. Бакиева, С.М. Гарбей, Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, М.И. Иззатова, В.М. Иванова, Л.Ф. Островская, Н.А.Стародубова). Проблема взаимо-отношений семьи и общества, развития внутрисемейных  отношений приобрела особую значимость с середины 80-х годов, была связана с кампанией гласности и попытками реформирования общественного строя. Педагоги в этот период исследовали вопросы взаимодействия семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей (Р.В.Овчарова); влияния дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи (О.Л. Зверева), взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками (В.И.Безлюдная). С середины 90-х пристального внимания потребовала проблема общения родителей и детей в семье,  проявления любви к детям со стороны взрослых, которая раскрывается в их диалогическом общении с детьми, что является фундаментом  позитивного, здорового, духовно-нравственного развития детей (А.В.Петровский, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Евсеева и др.).
    В связи с отсутствием достаточно разработанной, единой концепции семейного воспитания значительно возрос интерес к проблеме развития воспитательного потенциала семьи (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова); гармонизации детско-взрослых отношений (В.М. Даринская);  исследователями предприняты попытки определения средств и новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (Н.В.Корниенко, О.В.Огороднова, О.В.Солодянкина, Г.В.Глушкова, Т.А.Данилина). Эти исследования значительно обогатили теорию и практику дошкольного воспитания. Однако проведенный нами анализ литературы показал, что использование театра в качестве средства развития воспитательного потенциала семьи недостаточно исследовано, хотя для этого имеются большие возможности.
Театральное искусство с давних времен и по сей день является предметом изучения философов, искусствоведов, психологов и педагогов (К.С. Станиславский, Г.А.Товстоногов, Н.И. Сац, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, Н.А.Ветлугина, Р.И.Жуковская и др.).  Сегодня интерес к театральной деятельности со стороны педагогической науки и практики возрастает. Однако ее традиционно рассматривают лишь в рамках взаимодействия в диаде «ребенок-педагог» (Л.С. Фурмина, С.И. Мерзлякова, Н.Ф. Сорокина и др.).
Впервые проблему гуманизации воспитательного процесса в нуклеарной однодетной семье средствами домашнего театра изучала Р.К. Сережникова (1995).  Последние десятилетия такого рода исследования не проводились, хотя ученые касались этого вопроса в связи с развитием идеи взаимодействия детского сада с семьей (О.В.Огороднова).
Обращение к сложившейся практике дошкольных учреждений  и проведенная нами диагностика показывают, что при развивающемся позитивном отношении родителей и воспитателей к взаимодействию по вопросам воспитания дошкольника, продолжают сохраняться традиционные формы и методы работы детского сада с семьей; педагоги ограничиваются организацией и руководством театрализованных игр детей, не используя семейный театр как средство развития воспитательного потенциала семьи.
Анализ выполненных исследований и практического опыта выявил ряд противоречий между:

  • осознаваемой педагогами дошкольных образовательных учреждений

необходимостью развития воспитательного потенциала семьи и теоретической неразработанностью путей и средств решения данной проблемы;

  • сохраняющимися традиционными  формами и методами взаимодействия

детского сада с семьей и необходимостью освоения педагогами новых форм, методов, а также технологий развития взаимодействия;

  • потребностью творческого воссоздания в современных условиях 

традиций домашнего театра и невниманием педагогов к театру как развивающему воспитательный потенциал семьи средству и форме взаимодействия детского сада с семьей.
    Противоречия позволяют определить проблему исследования: каковы возможности семейного театра в детском саду как средства развития воспитательного потенциала семьи дошкольника?
    Решение этой проблемы составляет цель исследования.
    Объект исследования -    воспитательный  потенциал семьи дошкольника.
    Предмет исследования   -  процесс развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в  детском саду.
     Гипотеза исследования: семейный театр в детском саду способен стать средством развития  воспитательного потенциала семьи, если:
-  организация семейного театра в ДОУ основана на принципах  доверия, сотворчества, взаимопонимания и принятия;
- психолого-педагогическое сопровождение разворачивающейся семейной театральной деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей и родителей;
 - содержание педагогического взаимодействия педагогов с семьей определено с учетом уровня развития  воспитательного потенциала семьи;
 - в качестве «пускового механизма» развития воспитательного потенциала средствами семейного театра выступает  обогащенная  предметно-развивающая среда, обеспечивающая успешное введение всех участников в театральную культуру.
 Формулировка цели и определение гипотезы исследования позволили нам выдвинуть следующие задачи:

  • проанализировать состояние проблемы развития воспитательного потенциала семьи средствами театра;
  • определить компоненты воспитательного потенциала семьи, разработать их содержательные характеристики, применительно к культурно-досуговой деятельности, уровни развития и состояние в практике;
  • спроектировать теоретическую семейно-общественную модель театра – «Семейный театр в детском саду», интегрирующую традиции общественного и домашнего театров;  
  • разработать и апробировать технологию развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду, выявить  ее развивающий эффект.

Методологической основой исследования являются концептуальные философские и психолого-педагогические положения: о семейном воспитании (И.А. Ильин, В.С. Соловьев, А.С.Хомяков и др.); о специфике семейного воспитания как части общего воспитания (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н.Острогорский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский,  Л.Н. Толстой, и др.); о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (П. П. Блонский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.С. Кон и др.); о значении театрального искусства в развитии воспитательного потенциала семьи (Р.М.Быков  В.В. Ванслов, П.М.Ершов, А.П.Ершова, М.О.Кнебель, К.С.Станиславский, Н.И.Сац, и  др.); о роли дошкольного образовательного учреждения в укреплении и гармонизации внутрисемейных взаимоотношений. 
В исследовании были учтены и использованы  научные труды в области
семейной педагогики (Ю.П.Азаров, Л.В. Загик, Т.А.Куликова, Т.М. Маркова, О.Л. Зверева, В.К.Котырло); семейной психологии  (Л.Я. Варга, С.В.Ковалев, Р.В.Овчарова, А.В.Петровский, А.С. Спиваковская, И.Г.Швец); философские и педагогические концепции досуга как феномена культуры и образования (О.С. Газман, Б.С. Гершунский, А.Е.Коробков, Н.Б. Крылова, В.К. и О.В. Крючек, С.А. Шмаков и др.)
Значимыми для диссертационного исследования были идеи гуманизации и демократизации, развивающиеся в области психологии и педагогики семьи, семейного общения и развития личности.
 Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и научно-методической литературы, изучение и обобщение массового педагогического опыта, опросные методы: (опрос, анкетирование,  интервьюирование),  наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ педагогической документации, анализ и обобщение результатов исследования.
Сочетание различных методов исследования содействовало рассмотрению психолого-педагогических фактов и явлений во всей их сложности, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Организация и этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования. Опытно-экспериментальную базу исследования составили детские сады городского округа – г. Фролово Волгоградской области:  МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Теремок»,  МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Березка»,  МДОУ «Центр развития ребенка №12 «Сказка»; средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.Горького (начальное звено).
На разных этапах исследования было охвачено 270 семей, 205 детей в возрасте от 3 до 9 лет, 2 учителя, 98 воспитателей.
Исследование выполнялось в несколько этапов:

  • Первый этап (2002-2003) – поисково-теоретический. На этом этапе

анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-педагогической, искусствоведческой литературе, исторический опыт отечественной педагогики по теме исследования; изучалось состояние проблемы детско-взрослых взаимоотношений в семье, формировались цели, задачи исследования, гипотеза, определялась структура работы.

  • Второй этап (2003-2004) – опытно-экспериментальный. Изучались

возможности семейного театра в развитии воспитательного потенциала семьи дошкольника, осуществлялся поиск методов и форм непосредственной работы с родителями и детьми, апробировалась разработанная автором технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду.

  • Третий этап (2004 -2006) – обобщающий. Осуществлены анализ,

систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.
    Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что:

  • представлен целостный анализ состояния проблемы развития

воспитательного потенциала семьи в педагогической теории и практике;

  • определена новая конструктивная форма взаимодействия  ДОУ с семьей

– семейный театр в детском саду, - объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала при  поддержке педагогов;

  • теоретически обосновано и реализовано в практике дошкольных

образовательных учреждений содержание взаимодействия  по развитию воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в детском саду.
Научная новизна исследования заключается в том, что:

  • исследованы культурно-исторические и педагогические предпосылки

создания  семейного театра в детском саду;

  • разработана «семейно-общественная» модель театра (интегрирующая

традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития), как средства развития воспитательного потенциала семьи, включающая в себя четыре взаимосвязанных компонента: целевой, содержательно-методический, коммуникативно-процессуальный, результа-тивно-диагностический;

  • разработана технология развития воспитательного потенциала семьи

дошкольника средствами семейного театра в детском саду, выявлен  ее развивающий эффект для всех субъектов взаимодействия;

  • исследованы возможности использования новой формы взаимодействия

с семьей (семейный театр) в рамках современной педагогической концепции сотрудничества.
Теоретическая значимость:

  • конкретизированы сущность и содержание понятия воспитательного

потенциала семьи;

  • определены компоненты воспитательного потенциала семьи, разработа-

ны их содержательные характеристики, уровни развития, применительно к культурно-досуговой деятельности;

  • выявлены особенности развития воспитательного потенциала семьи

средствами семейного театра в условиях детского сада;

  • творчески воссозданы традиции домашнего театра в новой форме –

семейный театр в детском саду.
Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что выводы и рекомендации нашли свое отражение в работе дошкольных образовательных учреждений и способствовали повышению уровня развития воспитательного потенциала семьи. Исследование сопровождалось реализацией технологии развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду, программы «Чудо по имени театр», которая используется в работе дошкольных учреждений,   учреждений дополнительного образования и культуры и является модулем региональной  программы гражданско-патриотической направленности «Воспитание маленького волжанина».
Содержащиеся в работе теоретические и научно-практические материалы по развитию воспитательного потенциала семьи могут быть использованы в системе педагогического образования родителей, повышения квалификации работников дошкольных учреждений, школ, при разработке программы курса «Управление развитием взаимодействий образовательных учреждений с семьей» для слушателей ФПК и ППРО; в методической работе в ДОУ.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается методологией исследования; системой методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования; системным подходом к решению проблемы: опытно-экспериментальной работой, осуществляемой на протяжении  пяти лет.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы обсуждались на заседаниях научно-исследовательской лаборатории  проблем образования родителей ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет».
Основные положения работы нашли свое отражение в докладах и выступлениях на областных и межрегиональных научно-практических конфе-ренциях в г. Волгограде (2003-2005), международных и всероссийских научно-практических конференциях (г. Санкт-Петербург, 2005, 2006; г. Пятигорск, 2005), научно-методических семинарах заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений г.Фролово, на заседаниях методических объединений педагогов дошкольного образования г. Фролово Волгоградской области.
    Результаты исследования внедрены в практику работы МДОУ № 2, 6, 12 г.Фролово Волгоградской области.
     На защиту выносятся следующие положения:
1. Решение проблемы развития воспитательного потенциала семьи предполагает выбор оптимальных средств, среди которых особое место занимает совместная театральная деятельность воспитывающих взрослых и детей.
2. Семейный театр - творчески воссозданное средство развития  воспитательного потенциала семьи, приобщения детей и взрослых к миру театра, художественным ценностям, характеризующееся интегративными особенностями. Семейный театр объединяет традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства. Семейный театр - специфическая форма  передачи опыта предшествующих поколений, интегрирующая накопленную веками мудрость русского народа, создающая определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды. 
3. Семейный театр представляет собой конструктивную форму  взаимодействия ДОУ с семьей, объединяющую семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала этого социального института при  поддержке педагогов.
4. Развитие воспитательного потенциала семьи дошкольника в семейном театре становится возможным при его целенаправленной организации педагогами ДОУ, как культурно-досуговой деятельности, значимой для реализации творческих возможностей   воспитывающих взрослых и детей.
5. Для развития воспитательного потенциала в семейном театре необходимо использование педагогической технологии, направленной на:

  • развитие открытых, доверительных отношений с семьей, осознание родителями  воспитательной, творчески-развивающей функций и функции организации досуга;
  • постижение традиций домашнего и общественного театра и ценности их интеграции и развития в новых культурно-исторических условиях; 
  • выявление причин, сдерживающих формирование и развитие гармоничных  детско-взрослых взаимоотношений в семье.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность, сформулирована проблема, раскрыта степень ее научной разработанности, выделены объект, предмет, определены цель, задачи, гипотеза исследования; раскрыты методологические, теоретические основы и методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава – «Теоретическое обоснование развития воспитательного потенциала семьи дошкольника»  - посвящена рассмотрению подходов к определению сущности  воспитательного потенциала семьи, структурных компонентов, а также средств его развития.
На основе анализа педагогической литературы (Г.М. Свердлов, В.А. Рясенцев, С.Д. Лаптенок, Н.Г. Юркевич,    А.Г. Харчев, Л.Н. Маленкова, Н.Е. Щуркова) мы можем утверждать, что успех выполнения функций семьи, в частности воспитательной и функции организации семейного досуга  зависит от уровня воспита­тельного потенциала семьи.
Для проводимого нами исследования является существенным положение  А.М. Низовой, А.Я. Студенте и других исследователей о том, что  воспитательный потенциал семьи - это комп­лекс условий и средств, определяющих педагогические воз­можности семьи. 
    По мнению А.В. Петровского, воспитательный потенциал семьи обусловлен    выбранными семьей типами взаимоотношений: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.
Разные исследователи, рассматривая воспитательный потенциал,  включают в него факторы семейной среды. Установлено, что среди многих факторов, влияющих на воспитание детей, особое место занимает характер взаимоотношений членов семьи, её нравственный климат и педагогические умения родителей (И. Комановский). Некоторые ученые пришли к выводу, что на воспитание детей влияет сложный комплекс социальных, психологических, нравственных, эстетических факторов (Э. Ваппер, Х. Кригер и другие). Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены, согласно исследованиям  А.В. Мудрика,   многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера.
   В научных публикациях последних лет значительное  внимание уделяется вопросам стандартизации характеристик семейной среды. Сделана попытка дать качественный анализ понятия «воспитательный потенциал семьи».
Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова (1993), характеризуя воспитательный потенциал семьи,  выделили следующие составляющие: образовательный уровень родителей, общую культуру, педагогическую  активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.
    Проанализировав исследования ученых (педагогов, психологов, социологов), опыт работы педагогов - практиков, мы пришли к выводу, что понятие «воспитательный потенциал семьи» не имеет в науке однозначного определения и включает в себя разнообразные факторы, условия, компоненты.
    Данное состояние проблемы развития воспитательного потенциала семьи позволило нам определить воспитательный потенциал семьи   как сложную совокупность педагогических знаний, умений, культурно-ценностных ориентаций, родительских внутрисемейных отношений, определяющую развитие воспитательной функции семьи. В качестве основных компонентов воспитательного потенциала семьи мы выделили педагогический, социально-психологический и культурно-досуговый.
     Учитывая особую роль семьи в воспитании ребенка, прогрессивные педагоги, общественные деятели высказывались о необходимости использования разнообразных средств и форм  взаимодействия с семьей, способствующих воспитанию и образованию родителей, развитию   воспитательного потенциала семьи. Это положение обусловило наш интерес  к понятиям «взаимодействие»,  «средства», «форма» в историческом аспекте, с точки зрения традиционных и нетрадиционных подходов во взаимодействии с семьей (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, М.М. Манасеина, Е.А. Покровский, Н.К. Крупская, Л.Ф. Островская, Д.О. Дзинтере,  Л.В. Загик, Н.Ф. Виноградова, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, А.К. Менжанова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.В. Огороднова). 
     В теоретической главе исследования также раскрыты возможности развития воспитательного потенциала семьи средствами театрального искусства;     рассмотрены реальные возможности современной семьи и дошкольного образовательного учреждения выступать в роли взаимодополняющих друг друга полноценных субъектов воспитания ребенка посредством  театральной деятельности (Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко Т.А. Куликова и др.).
Наше внимание к театру, как средству развития воспитательного потенциала семьи, определило целесообразность поиска и последующего анализа культурно-исторических и педагогических оснований развития совместной театральной деятельности воспитывающих взрослых и детей в детском саду. Прообразом совместных театральных постановок в детском саду при участии семей является домашний театр (схема 1).
       Подробный анализ развития и становления  театральной культуры в работах И.Снегирева, Г.Седерберга, М.М. Бахтина, Б.Б. Глинского, П.Ф. Каптерева, А.Н. Толстого, П.Бланк, М. Кравцовой и др. позволил нам определить этапы культурно-исторического восхождения к семейно-общественной модели театра в детском саду:   

  • Этап формирования народной празднично-игровой культуры, включающей элементы театра.
  • Этап становления и развития традиций домашнего театра.
  • Этап автономного формирования и развития общественного и домашнего театра (при доминировании первого).
  • Этап интеграции общественного и домашнего театров в целях  взаимообогащения и дальнейшего развития, создание «семейного театра в детском саду».

       Под семейным театром в детском саду мы понимаем творческое объединение нескольких семей, педагогов детского сада, работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на  интеграцию традиций общественного и домашнего театра (схема 2).

   Анализ научно-педагогической литературы показал, что воспитательный потенциал театра не в полной мере используется во взаимодействии ДОУ с семьей, в связи с чем мы  считаем необходимым рассматривать семейный театр  как особую конструктивную форму  взаимодействия ДОУ с семьей, объединяющую семьи  с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи  при  поддержке педагогов, которая способствует повышению уровня ответственности взрослых  за воспитание ребенка, взаимодействию ДОУ, учреждений культуры с семьей, приобщению воспитывающих взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; повышению эстетического уровня детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства,  познанию истории и культуры малой Родины.
     Осознание значимости и ценности театрального искусства в развитии воспитательного потенциала семьи позволило нам спроектировать теоретическую семейно-общественную модель «Семейный театр в детском саду», состоящую из четырех взаимосвязанных между собой  компонентов.
Целевой компонент – ориентация на развитие конструктивных творческих взаимодействий с семьей дошкольника в театральной деятельности, приобретение в «семейном театре» родителями при поддержке педагогов позитивного опыта воспитания детей, творческое воссоздание традиций домашнего театра.
 Содержательно-методический компонент включает содержание (представленное в авторской программе «Чудо по имени театр»), формы  и методы организации семейного театра (творческие задания, упражнения, этюды,  инсценировки, семейные театральные постановки, семейные праздники, театральные мастерские, этнографические экспедиции, театральные недели и т.д.).
Коммуникативно-процессуальный компонент  включает в  себя особенности субъектов, участвующих в совместной театральной деятельности. Субъектами данной деятельности являются – ребенок, взрослые  (родители, педагоги, специалисты учреждений искусства и культуры), что делает ее сложной в управлении, нестандартной, творчески стимулирующей. Педагог учитывает особенности развития ребенка и  родителя, их потребности и возможности, способствует развитию их активности, не подавляет своим авторитетом. Стимулирует родительскую рефлексию, развивает потребность в критическом осмыслении родительского опыта, и тем самым способствует углублению образовательных потребностей родителей. Педагог выполняет функцию руководителя семейного театра, родители и дети являются соучастниками творческого процесса.
Результативно-диагностический компонент представлен  компонентами (педагогический, социально-психологический, культурно-досуговый) и уровневыми характеристиками развития воспитательного потенциала семьи, что позволяет оценить результаты взаимодействия с семьей в театральной деятельности.
    Во второй главе«Экспериментальное обоснование развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами театра» отражены ход и результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента, в ходе которых были  решены следующие задачи:
1)разработаны содержательные характеристики компонентов воспитательного потенциала семьи, применительно к культурно-досуговой деятельности, уровни развития и состояние в практике;
2)  разработана и апробирована технология развития воспитательного
потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду, выявлен  ее развивающий эффект.
В целях выявления уровня воспитательного потенциала семьи, отношения к театру как средству его (потенциала) развития, на констатирующем этапе исследования использовались следующие группы методов:

  • анкетирование родителей, наблюдение за игровой и внеигровой

деятельностью детей, тестирование (тест «Рисунок семьи»), направленные на выявление уровня развития компонентов воспитательного потенциала семьи;

  • анкетирование родителей и педагогов, наблюдение разных форм

организации театральной деятельности с детьми, родителями в детском саду,  беседы с детьми и родителями (индивидуальные и  коллективные), анализ педагогической документации: направленные на выявление отношения к театру как средству развития воспитательного потенциала семьи.
В результате анализа нами была получена общая картина, характеризующая уровни развития воспитательного потенциала семьи.
      1 уровень – высокий  - на этом уровне устанавливаются взаимоотношения, основанные на уважении, внимании, доверии, чуткости, человечности, базирующиеся на субъект-субъектные связях в эмоционально насыщенной досуговой деятельности, активизирующей эмоциональную отзывчивость ребенка  -   имеют лишь 5 % семей (6 семей).
 2 уровень – средний  - взаимоотношения основаны на субъект-объектных связях в эпизодической совместной досуговой деятельности, обусловленной производственной занятостью и эмоциональным состоянием родителей. У ребенка отмечены редкие проявления эмпатии.  Подавляющее большинство семей 80% (96 семей) мы отнесли к данному уровню.
    3 уровень – низкий - взаимоотношения основаны на субъект-объектных связях при отсутствии совместной досуговой деятельности и невыраженности эмпатийных переживаний у ребенка. 15% семей (18 семей) отнесено к низкому уровню.
На этом этапе эксперимента было установлено, что семьи, отнесенные нами к 1 уровню (высокому), успешно овладевали  игровыми умениями, активно включались в совместную досуговую деятельность, были открыты к восприятию мира театрального искусства. Семьи 2 и 3 уровней нуждаются в помощи педагогов, специалистов,  сдержаны в общении, не активны, а также недостаточно открыты для совместного проведения досуга.
Анализ полученных результатов позволил выявить следующую зависимость: чем богаче и насыщеннее совместная семейная досуговая деятельность, тем выше показатель отзывчивости ребенка, тем успешнее идет процесс формирования и  развития детско-взрослых отношений, тем благоприятнее психологический климат в семье.
Изучение отношения к театру, как средству развития воспитательного потенциала семьи и форме взаимодействия, как со стороны собственно семьи, так и со стороны педагогов показало, что та и другая сторона проявляет позитивное отношение к взаимодействию, но опыт совместных театральных постановок в детском саду отсутствует. 
    Анализ педагогической документации и результатов наблюдений взаимодействия педагогов с детьми и родителями показал, что педагоги ограничиваются организацией и руководством театрализованных игр детей и не используют семейный театр как средство развития воспитательного потенциала семьи. Изложенные нами данные свидетельствуют о том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют необходимых знаний в вопросах организации семейного театра и его использовании в качестве средства развития  воспитательного потенциала семьи.
Существенную помощь в изменении сложившейся ситуации могли бы оказать педагоги, специалисты по театральному искусству.  Однако беседы и анкетирование, проведенные со специалистами в сфере культуры и искусства также выявили их слабую подготовку в рассматриваемом вопросе.
Обнаружение данной проблемы в практике семейного и общественного воспитания еще раз подтвердило актуальность разработки технологии развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду. Апробация технологии проходила в три взаимосвязанных этапа (таблица 1). Переход от одного этапа к другому соответствовал логике развития воспитательного потенциала семьи.
Таблица 1
    Технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра

№ п/п.

Этапы

Позиции участников совместной театральной деятельности

Формы и методы решения задач
каждого этапа

1.

Организационно-исследовательский

Педагог – руководитель, активная субъектная позиция. Дети и родители  - непосредственные участники, объектная позиция

Изучение семьи ребенка, детско-взрослых отношений, определение исходного уровня развития воспитательного потенциала семьи на основе комплексной диагностики.  Знакомство с программой «Чудо по имени театр» - театральные гостиные, индивидуальные занятия с детьми и взрослыми, игры и упражнения на развитие творческих способностей участников совместной театральной деятельности.

2.

Поддерживающее-развивающий

Педагог – руководитель семейного театра, взрослые и дети соучастники  совместной театральной деятельности, смена позиции родителей – с объектной на субъектную.

Развитие воспитательного потенциала семьи в процессе реализации программы «Чудо по имени театр».  Систематические занятия в театральных мастерских в д/с, встречи с творческими коллективами, театральными студиями, режиссерами и актерами театров; посещение театральных спектаклей, семейных воскресных абонементов; совместная исследовательская деятельность детей и взрослых, этнографические экспедиции; совместные творческие проекты, включающие изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организацию театральных постановок с участием детей, родителей, педагогов  в детском саду, а также домашних представлений.

3.

Конструктивно-рефлексивный

 Триада: дети – родители – педагоги, соучастники совместной театральной деятельности. Родители – самостоятельно управляют процессом развития воспитательных способностей.

Рефлексия, анализ совместных достижений в театральной деятельности, семейные праздники, спектакли,  самостоятельные творческие проекты семей, возрождение традиций домашних театральных постановок.


Создавая и апробируя программу «Чудо по имени театр», мы решали обнаруженную в ходе исследования проблему.  Цели программы: развитие воспитательного потенциала семьи, конструктивных взаимоотношений с семьями воспитанников; возрождение традиций совместного проведения  семейного досуга  и  лучших традиций  домашнего театра.
Главными устроителями семейного театра в ДОУ являлись педагоги. Но по общей договоренности, при обоюдном желании и готовности, занятия могли вести и родители, и специалисты (режиссер-постановщик, актеры народного театра и др.)
  Результаты контрольного эксперимента показали, что семейный театр способствует развитию воспитательного потенциала семьи: повышению культуры семейного досуга; обогащению совместной деятельности ребенка, родителей, педагогов; изменению позиции взрослых по отношению к ребенку: от пассивного наблюдателя до активного участника, усиливается внимание и уважение к ребенку, учитываются его интересы и возможности; активизации позиции ребенка: появлению доверительных отношений к родителям, педагогам.
Динамика развития воспитательного потенциала семьи до начала и по окончании экспериментального исследования отражена в диаграммах.

Констатирующий этап эксперимента

5% семей   - высокий уровень;
80% семей – средний уровень;
15% семей – низкий уровень.

Контрольный  этап эксперимента

  45% семей – высокий уровень;
  52% семей – средний уровень;
  3% семей – низкий уровень.
    Анализируя результаты всей экспериментальной работы,  мы получили следующие данные: на начало эксперимента к высокому уровню  развития воспитательного потенциала было отнесено  5% семей, к концу эксперимента процент семей,  имеющих высокий уровень значительно вырос – 45% семей (54 из 120), заметно увеличилось число семей, относящихся к среднему уровню  - 52%; значительно сократилось количество семей с низким уровнем развития  с 15% до 3 %.
 Общая динамика развития воспитательного потенциала представлена в таблице (табл.2).
Таблица 2
Динамика развития воспитательного потенциала семей


Время проведения

Уровни развития воспитательного потенциала семьи
(в %)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констатирующий этап эксперимента

 

5

 

80

 

15

Контрольный этап эксперимента

 

45

 

52

 

3

    Качественный и количественный анализ показал,  что у 60% семей родительская позиция по отношению к ребенку приобрела характер открытости;  у 50% семей,   благодаря занятиям  театральным искусством, повысился уровень педагогической и общей культуры;  у  45% семей произошла смена стилей общения с ребенком и окружающими с авторитарного на демократический, появилась согласованность внутрисемейных отношений, появилось доверительное отношение между членами семьи. У 70% семей изменилось отношение к совместной досуговой деятельности: семейные театральные постановки стали одними из постоянных форм семейного досуга, появились новые семейные театральные  традиции, появились совместные увлечения. 

Заключение

    По итогам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Проблема развития воспитательного потенциала семьи обозначилась сравнительно недавно и обострилась сложившейся кризисной ситуацией в  семье и семейном воспитании.
Понятие «воспитательный потенциал семьи» не нашло в науке однозначного определения и включает в себя разнообразные факторы, условия, компоненты. Данное состояние проблемы развития воспитательного потенциала семьи позволило нам определить воспитательный потенциал семьи   как сложную совокупность педагогических знаний, умений, культурно-ценностных ориентаций, родительских внутрисемейных отношений, определяющую развитие воспитательной функции семьи.

2. Воспитательный потенциал семьи составляют следующие компоненты: педагогический, социально-психологический, культурно-досуговый.
Педагогический компонент предполагает наличие определенного уровня педагогической культуры: понимания целей и задач семейного воспитания,  педагогических знаний и умений родителей, культуры родительских чувств; направленность семьи на взаимодействие с ДОУ.
Социально-психологический компонент представляет осознание родителями социальной ответственности, способности родителей в формировании самооценки личности ребенка дошкольного возраста характер внутрисемейных отношений. 
Культурно-досуговый компонент предполагает наличие культурно-ценностных ориентаций семьи, традиций в организации семейного досуга
    В структуре воспитательного потенциала педагогический компонент  является ведущим. От уровня его развития зависит способность семьи осуществлять воспитание духовно богатой личности, способствовать физическому, эмоциональному, умственному развитию ребенка.
    Социально-психологический компонент определяет социальную ответственность родителей в воспитании и развитии детей, возможности семьи в плане развития и удовлетворения потребностей, как взрослого, так и ребенка. Семья развивает потребности в общении (ребенок овладевает приемами общения, умением держаться в обществе, отстаивать свое мнение и считаться со взглядами других); характер внутрисемейных отношений определяет  семейную  сплоченность, принятие ребенка со стороны взрослых, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций, доминирование кого-либо из членов семьи.
    Культурно-досуговый компонент позволяет выявить, насколько семья способна заложить ориентации человека в семейных и межличностных отношениях, стиле жизни, уровне развития общекультурных ценностей человека. Организация семейного досуга определяется характером использо-вания свободного времени для отдыха и духовного развития всех членов семьи, сохранением семейных традиций, совместными занятиями, увлечениями, играми, организацией семейных театральных постановок.

3. Ведущее условие развития воспитательного потенциала семьи - развитие конструктивного взаимодействия детского сада и семьи адекватными поставленной цели  средствами. Творчески воссозданное средство развития  воспитательного потенциала семьи, приобщения к миру театра, художественным ценностям, характеризующееся интегративными особенностями – семейный театр в детском саду.  
Семейный театр в детском саду - творческое объединение нескольких семей, педагогов детского сада, работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций общественного и домашнего театра, и развитие воспитательного потенциала семьи.
Семейный театр объединяет традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства.

4. Развитие воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра проходит поэтапно.
Первый этап, организационно-исследовательский, направлен на определение уровня развития воспитательного потенциала семьи, выявление потребностей и возможностей семей в подготовке и проведении совместных театральных постановок, привлечение семьи к обсуждению проекта программы занятий в театре «Чудо по имени театр» и организации среды. Программа ориентирована на развитие партнерства детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества. В основе программы лежат принципыприродосообразности, культурно-исторической преемственности, акмеологический принцип, краеведческий принцип, гуманистический принцип, принцип диалогичности, принцип развивающих взаимодействий, принцип событийности. 
Смыслом второго, поддерживающе-развивающего этапа является поддержка стремления семьи узнать новое о театральном искусстве, истории и культуре родного края, о новых формах проведения досуга с детьми; развитии творческих способностей всех участников семейного театра в детском саду. На третьем, конструктивно-рефлексивном этапе реализуются самостоятельные творческие проекты семей, как в  детском саду, так и в домашних условиях; родители и педагоги анализируют совместные достижения, оценивают результаты взаимодействия в процессе совместной театральной деятельности.
Технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду способствует решению важных задач семейного  воспитания:
- гармонизации детско-взрослых отношений на всех возрастных этапах;
- переводу родителей и ребенка от наблюдений за игровыми действиями
педагога к прямому включению их в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и в самостоятельную организацию  домашних театральных постановок;
- переводу  родителей от «проживания рядом» с детьми - к построению
взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости;
- переходу от применения отдельных театрализованных игр, как в детском
саду, так и в семье – к совместным семейным праздникам в ДОУ и  домашним театральным постановкам  в кругу близких и родственников;
- сближению членов семей и развитию доверительного отношения с
педагогами ДОУ;
- переходу от ситуативного воздействия на ребенка к систематическому,
содержательному, эмоционально наполненному досугу.

 Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

  • Додокина Н.В.  Взаимодействие детского сада с семьей по проблеме приобщения детей к театральному искусству // Материалы областной научно-практической конференции. Дети дошкольного возраста в пространстве культуры. – Волжский: Парус-Н, 2003-С. 187-193. - 0,37 п.л.
  • Додокина Н.В., Евдокимова Е.С., Езубова Ю.В., Сластенова И.В. Семейный театр в детском саду? // Игры детей Поволжья: традиции и современность. Метод. пособие для специалистов учреждений образования и культуры. – Волгоград – Саратов: ЦОП, 2004.  – 248 с. – 15,5 п.л. (авторский вклад 16 % - 2,5 п.л.)
  • Додокина Н.В. Семейный театр как форма развития воспитательного потенциала семьи //Материалы Всероссийского научно-практического семинара «Педагогика и психология домашнего образования» 7-8 апреля 2005 года, Санкт-Петербург. Под общей редакцией И.А. Хоменко – СПб.: «САГА», 2005. С.89-93. – 0,25 п.л.
  • Додокина Н.В.  Предпосылки развития семейного театра как средства развития воспитательного потенциала семьи // Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора, член-корр. АПСН П.И. Петренко 26-27 октября 2005 г. / Под ред. А.В. Бабаян, А.Ю. Гранкина. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. С.253-254. – 0,12 п.л.
  • Додокина Н.В. Семейный театр – форма взаимодействия ДОУ и семьи // Управление ДОУ, 2005. № 5. С.104-106. – 0,12 п.л.
  • Додокина Н.В. Взаимодействие ДОУ и учреждений культуры городского округа – города Фролово // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие учреждений образования, культуры и семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников на культурно-исторических традициях региона»/ Комитет по образованию администрации Волгогр. Обл., ВГПУ, ВГИИК. – Волгоград: Волгогр. Науч. Изд-во, 2006. С. 87-90.  – 0,25 п.л.
  • Додокина Н.В. Технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Образование и семья: проблема индивидуализации». – 20-21 апреля  2006 года, Санкт- Петербург, 2006. C.170-172. – 0,12 п.л.
  • Додокина Н.В. Развитие воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра // Народное образование, 2006. № 6. электронная версия. С. 95-122. – 1,69 п.л.