В.А. Макаров

OOO «Сити-фитнес спорт»
г. Волгоград  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 


В историческом плане восточные духовные практики и культура Древней Греции всегда подчеркивали единство тела и духа или тела и разума. Даже современный термин физическая культура в буквальном смысле можно перевести как физическое поклонение свету (духу). 
К. Г. Юнг относил тело к сфере эго [3; 17-18], его теневой стороне [3; 30]. В своих работах по исследованию процесса индивидуации К. Г. Юнг очень широко применяет работу по созданию мандал. Мандала – это универсальная символическая модель мироздания и человеческого сознания, космических процессов, галактических циклов и жизненного принципа всех живых существ. К. Г. Юнг указывал, что многие его клиенты не только рисовали мандалы, но и вытанцовывали их [3; 196].

Буддийская мандала является опущенной вниз проекцией ступы, и центр мандалы является проекцией ее оси. В ее центре располагали божественные силы, иногда обозначая их равноконечным крестом. По аналогии проекция человеческого тела образует подобие круга, а гипотетический центр будет соответствовать проекции позвоночного столба — центру Самости.
«В литературе йогов можно найти ссылки на то, что позвоночный столб является горой Меру человека-микрокосма. А это - та гора....., согласно буддийской космологии, находится в центре Земли, а вокруг нее расположены четыре континента.. (центр и четыре стороны есть классическая мандала - авт) ...» [4; 55-56.] «Позвоночный столб поэтому выступает своеобразной антенной, связывающей человека с космосом, его энергией.» [4; 59.]
Телесный психотерапевт А. Лоуэн считал: «отсутствие сильного «хребта» ассоциируется с отсутствием сильного эго и с утратой чувства самости» [2; 28].  Современные исследования  подтверждают взаимосвязь  патогенеза клинических проявлений остеохондроза со слабой степенью целостности структуры личности [5].  

В теории фитнес-тренировки считается, что работа в тренажерном зале задействует крупные мышцы в динамическом режиме и строит пропорции тела, регулируя толщину поперечника мышц. Считается, что тренировка на площадке «умное тело» в формате Пилатеса опосредованно работает с глубокими мышцами, которые напрямую влияют на осанку. Но при всей эффективности работы Пилатеса нами были выявлены недостатки: при спазмированых мышцах физическая нагрузка приводила к травмам, организму навязывался внешний алгоритм, не учитывая внутренних потребностей, отсутствовала работа с психологическим паттерном движения и всплывающими содержаниями сознания.  Мы посчитали нужным восполнить данный пробел и создать систему тренировки, объединяющую в себе работу с крупными мышцами (строительство тела), глубокими мышцами (коррекция осанки) и телесную психотерапию. Если Юнг определял процесс индивидуации как путь между Эго и Самостью, то поддающиеся  произвольному управлению крупные мышцы, можно отнести к сфере Эго-сознания; глубокие мышцы (расположенные вдоль позвоночника) неподдающиеся сознательному управлению — к сфере бессознательного. Как правило, болевой синдром бывает вызван аппозицией глубоких и поверхностных мышц, которые следует примирить. Поэтому мы решили обозначить процесс приобретения телесного единства произвольно и непроизвольно управляемых мышечных групп — телесной индивидуацией. Для этой цели были определены две системные триады основных режимов работы мышц.
Первая триада — сознательная сфера режимов: 1) динамический режим работы мышц; 2) статический режим; 3) статодинамический режим. На уровне произвольных (эго-сознания) движений этим режимам соответствует: 1) упражнения на силовых тренажерах; 2) лечебные положения ЛФК (вхождение в асану хатха-йоги); 3) упражнения Пилатеса.
Вторая триада — уровень непроизвольных движений (состояния транса)— является отображением первой системной триады: 1а) динамическая медитация, спонтанный танец, мы применяли упрощенную методику «Ключа» Х. Алиева; 2а) статическое положение тела в трансовом состоянии (глубокое пребывание в асане); 3) автоколебательные движения — использовали волгоградскую систему «Комплексная система самоуправления» (КСС) М. П. Чернова. Его система основывается на непроизвольных движениях глубоких мышц позвоночного столба, что позволяет легко перейти от сознательного руководства внешних алгоритмов (произвольных движений) на руководство и управление внутренней системой организма (управляемой саморегуляцией). В отличие от пассивных трансовых состояний данная методика учит не только передавать управление внутренним алгоритмам, но и учиться сотрудничать с «движениями» бессознательного. КСС позволяет эффективно снимать болевой синдром в районе позвоночника, утилизировать различные психические состояния, вербализировать их, трансформировать всплывающие образы, привязывать их к соматическим ощущениям или наоборот переводить ощущения к трансцендентным идеям. Принципиальная особенность непроизвольных движений  системы ККС в том, что работа напоминает статодинамический режим, который характеризуется минимальными по амплитуде изменениями длины  мышцы и такими же минимальными изменениями напряжения, или, очень медленным изменением длины  мышцы, при неизменном напряжении. При выполнении упражнения в работе участвует не только мышца, но и сухожилие. Но в данном случае движения являются автоколебательными и определяются физикой как  незатухающие колебания в диссипативной динамической системе с нелинейной обратной связью. Автоколебания отличаются от вынужденных колебаний тем, что возникновение автоколебаний и их частота определяются внутренними свойствами самой автоколебательной системы. В процессе работы по методике М. П. Чернова непроизвольные движения, в позвоночном столбе развиваются по спирали с субъективным вытягиванием вверх.  В процессе такой работы обычно всплывают различные образы, отражающие состояние позвоночного столба. Иногда это качающий тростник на ветру или раскачивающая водоросль в воде. Трансформация этих образов (их эволюция) ведет к стойкой и положительной динамике при работе с заболеваниями позвоночника.       

Работу с клиентами мы проводим по нескольким направлениям:
1. Укрепление Эго-сознания — строительство мышечного корсета из крупных мышц с использованием стандартных фитнес-тренировок по внешнему алгоритму.
2. Выявление элементов бессознательного — непроизвольных элементов движений позвоночного столба и всего тела. 
3. Поиски взаимосвязи травмирующих событий и заболеваний позвоночника и мышечных зажимов.
4. Пробуждение Идеального универсального алгоритма как функции Самости в форме реализации внутреннего алгоритма движения (пробуждение сознания тела).
5. Трансформация и интеграция всплывающих образов и смыслов.

Все это можно отнести к реализации трансцендентной функции, которая рассматривается как результат объединения сознательных и бессознательных содержаний.
На практике телесной психотерапии это может выглядеть как разворачивающийся алгоритм движения от автоколебательных неуправляемых движений позвоночного столба (КСС), переходящий в спонтанные движения всего тела большой амплитуды, напоминающий танец (Х. Алиев). В таком танце всплывают различные движения из таких систем как йога, ушу, и т. д.
В рамках занятия тренажерного зала работа начинается с крупных мышц на силовых тренажерах. Затем подбираются упражнения (произвольного управления), опосредованно затрагивающие глубокие мышцы, например, упражнения из системы С. М. Бубновского [1], и после разогрева и проработки всего тела переходим к непроизвольным движениям позвоночного столба, которые, расширяясь, охватывают все тело.
Происходит центростремительное движение от крупных мышц (эго) к глубоким мышцам позвоночника (бессознательному) на уровне произвольных движений с последующим центробежными направлением непроизвольных движений от позвоночника (самости) с захватом всего тела на уровне спонтанной саморегуляции. Эти движения наполнены всплывающими из бессознательного различными двигательными паттернами, которые являются важными строительными элементами телесной индивидуации. Эти элементы интегрируются методами  аналитической психологии и арт-терапией. В процессе тренировки постоянно происходит диалог между сознанием и телесным подсознанием клиента. К концу тренировки мы приходим к единству между глубокими и поверхностными крупными мышцами тела, к единству телесного и психического движения.

Данный метод телесной индивидуации показал свою эффективность по нейтрализации конфликта между глубокими и поверхностными мышцами тела, что выражалось в снижении болевого синдрома при межпозвоночных грыжах, артрозах, сколиозах, и других болей психосоматической природы. У клиентов, снижалось психо-эмоциональное напряжение, улучшалась саморегуляция, отмечался личностный рост.

1. Бубновский С. М. Руководство по кинезитерапии. Лечение боли в спине и грыж позвоночника. Изд.2-е.:М., 2004, 112 стр.
2. Лоуэн А. Любовь и оргазм / Пер. с англ. Е. Поле. - М.: ООО "Фирма "Издательство ACT"; Институт общегуманитарных исследований, 1998..
3. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции, исследование процесса индивидуации. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1998.
4. Этинген Л.Е. Мифологическая анатомия - М.: Издательство "Институт общегуманитарных исследований", 2009.

5. Саховский П.И., Гарифуллина М.М., Валькова Т.Н. Перспективность личностного подхода в изучении патогенеза клинических проявлений остеохондроза позвоночника // Альтернативная медицина. - 2004. - №1. - С.10-11