Мы все такие разные! Правда? Но одно нас объединяет точно - это любовь к детям!
 
 
 
И нас много!
 
 
 
Все мы работаем в разных местах:территориальных управлениях образованием, вузах, дошкольных учреждениях и учреждениях культуры, но  в одной лаборатории.
 
 ПОЛОЖЕНИЕ 
О  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ЛАБОРАТОРИИ 
ПРОБЛЕМ  ОБРАЗОВАНИЯ  РОДИТЕЛЕЙ
ГОУ ВПО "Волгоградский государственный педагогический университет" 
  1. Общие  положения

 

1.1. Настоящее положение  разработано в соответствии с Законом    
«Об образовании» Российской Федерации, положением о научно-исследовательской   лаборатории   ВГПУ.  Работа научно- исследовательской лаборатории  проблем образования родителей (далее в тексте «лаборатория») основывается на строгом соблюдении  международных, российских  документов в области образования, культуры, правовой и социальной защиты населения.
1.2. Научно-исследовательская  лаборатория создается для проведения научных исследований, апробирования и внедрения  в практику  образования  родителей  научно-практических разработок  творческого коллектива   участников.
1.3. Лаборатория   является  подразделением  Центра  исследований  проблем личностно ориентированного образования Волгоградского  государственного  педагогического  университета.
         Лаборатория создается, реорганизуется и ликвидируется приказом ректора по Университету. Руководство  деятельностью лаборатории осуществляет лицо, назначаемое приказом ректора.
1.4. Научно-исследовательская  лаборатория не является  юридическим  лицом и не имеет атрибутов юридического лица. Свою деятельность лаборатория  реализует  через научно-исследовательский сектор Университета.
1.5.  Научно-исследовательская  лаборатория  осуществляет свою деятельность как свободное объединение ученых (включая аспирантов, магистрантов  и  студентов) Университета. Обязательными  условиями их включения в состав  лаборатории  являются:
        1.5.1. Приверженность к гуманитарной стратегии образования  и  принятие  концепции  образования  родителей.
        1.5.2. Реальная работа  в  учреждениях  образования, культуры, социальной защиты  в  качестве  рядового  сотрудника и/ или специалиста  практика – педагога, психолога, социального педагога  и т.д.
        1.5.3.   Наличие  темы  для самостоятельной  разработки  в  русле  одного  или нескольких  направлений  научного  исследования  лаборатории.
        Участниками  творческого  коллектива  лаборатории  могут  стать:  руководители  и   сотрудники  учреждений образования и культуры                г. Волгограда и области; родители, имеющие достижения  в  воспитании  собственных детей;  студенты  всех специальностей  Университета.
        1.6. Деятельность  научно-исследовательской   лаборатории  осуществляется во взаимодействии  с  учреждениями  и   организациями  научного, образовательного, медико-профилактического, воспитательного, культурно-досугового, социального, административно-правового направления работы  с  детьми, молодежью и взрослыми.  Совместная  деятельность  в  этом случае  строится  на  основе  договоров о творческом  сотрудничестве.
        1.7. Деятельность  научно-исследовательской   лаборатории  осуществляется  на  общественных  началах или  финансируется  за  счет    внебюджетных средств Университета; либо за  счет целевых  выплат  со  стороны  других организаций и фондов, спонсорских  средств. Реализация отдельных проектов и направлений деятельности лаборатории  возможна  на  договорной  основе  с  юридическими и  физическими лицами  или   в рамках творческого безвозмездного сотрудничества.

2. Назначение, цели, задачи и перспективы

деятельности  лаборатории 

2.1. Назначением  научно-исследовательской   лаборатории  проблем образования  родителей и  основным  результатом ее  деятельности  является  разработка  современной   модели    образования   родителей. 
2.2.  Цели  деятельности  лаборатории  состоят  в  следующем:
          2.2.1. Интеграция  педагогической  науки и практики  в  решении  актуальных  проблем  образования  родителей  и  повышения  его  качества  с  помощью  систематических  исследований  и  создания  теории.
          2.2.2. Развитие нового направления деятельности Университета, которое приводит к развитию родителей, а они, в свою очередь становятся способными  развивать  детей.
         2.2.3. Научно-методическое  обеспечение  важного  направления  модернизации  педагогического  образования  Университета. Разработка  общих  модульных  и  специальных программ   для  студентов и слушателей,  содействующих развитию необходимых  компетенций  в  сфере    образования   родителей.
2.3. Соотнесение направлений научно-исследовательской  лаборатории  с современными потребностями  и  запросами  семьи  и  специалистов  практиков,   работающих  с  родителями (Центров семьи, ДОУ, школ и др. учреждений) позволяет  решать следующие  задачи:
2.3.1. Определение  основных   компетенций  современных  родителей, вовлечение  их  в  воспитание  детей.
2.3.2. Разработка  современной   системы  образования   родителей, привносящей  в  сознание  матери  и  отца  идеи  развития  детско-взрослых  отношений  на  принципах гуманно-личностной  педагогики.
2.3.3. Подготовка специалистов (в т.ч. семейных педагогов), способных  эффективно и  доступными способами  оказывать педагогическую поддержку  в  решении  семейных  проблем, приобретении родителями необходимого опыта  воспитания  детей.
2.3.4. Осуществление  международного сотрудничества  в  области  образования  родителей.
   2.4. Успешная деятельность  лаборатории  может быть основанием для открытия на  ее  базе   института  семьи,  как подразделения Университета.

3. Уровни  реализации  задач, направления  и  содержание

деятельности лаборатории

3.1 Лаборатория  проблем  образования  родителей  функционирует как целостная система, имеющая  три  уровня  реализации  задач:  научно-теоретический, научно-прикладной  и  научно-практический.

     3.1.1. Научно-теоретический   уровень   предполагает: разработку концепции образования родителей  в  результате  проведения  экспериментальных   исследований проблем  семьи; выявление  проблем,  мешающих специалистам  в  реальной  практике  строить  деятельность  по  эффективной  поддержке и сопровождению семьи.
     3.1.2. Научно-прикладной уровень   предполагает:  разработку  и апробацию развивающих  образовательных  программ для  разных  категорий  слушателей: студентов, родителей, работников образования; создание  банка  методических  материалов; написание  и  издание  методических  пособий, видеопродукции; создание сайта  в  Интернет.
     3.1.3. Научно-практический  уровень   предполагает:  подготовку  специалистов (в т.ч. семейных педагогов), способных эффективно и  доступными способами передавать  родителям  знания о   воспитании  детей  и  развитии семьи  в  целом; непосредственную  работу  специалистов  с  родителями на  основе  теоретически и эмпирически  выверенных  средств.

3.2. Основными   направлениями  работы  лаборатории  являются:

     3.2.1. Информационная и интеллектуально-нравственная  поддержка молодежи, стимулирующая изменение  сознания  будущих  родителей, что  (в свою очередь) будет способствовать изменению их поведения.  Развитие  ребенка  связано  с  атмосферой, взаимоотношениями  и  образом  жизни  семьи.

     3.2.2. Психолого-педагогическая  поддержка и сопровождение  родителей   в   выполнении  ими  воспитательной функции.

     3.2.3. Профессиональная психолого-педагогическая  поддержка   и  сопровождение  педагогов  образовательных учреждений  в  освоении  новых  способов сотрудничества  с  семьей.

3.3. Содержание  научно-исследовательской  деятельности  лаборатории:

     3.3.1.Разработка   концепции   образования   родителей.

     3.3.2. Разработка  образовательных программ для  разных  категорий слушателей, ориентированных на развитие способностей  родителей  воспитывать своих  детей  согласно  требованиям  общества. 

     3.3.3. Проведение  практической  работы  с  родителями, педагогами, руководителями  ОУ, направленной  на  укрепление  воспитательной  функции  семьи.

4. Структура  лаборатории и управление ее  деятельностью

      4.1.  Руководителя лаборатории  назначает и освобождает от  должности ректор ВГПУ по согласованию  с  директором  Центра  проблем личностно-ориентированного  образования.
      4.2. В структуре  лаборатории  могут предусматриваться:
      4.2.1. Отделы (сектора):
      -  осуществляющие  взаимодействие  с  широкой  аудиторией  родителей, молодежи, направленной  на  брак  и семью, с целью оказания необходимой поддержки;
    -   осуществляющие  исследование  проблем  образования  родителей  и  ориентации специалистов  образования  и  культуры на  проблемы  семьи.
      4.2.2. Проектные группы.
      4.2.3. Информационно-издательская группа.

5. Виды  деятельности  лаборатории

        Для  реализации  целей  и  задач  сотрудники  лаборатории  осуществляют  следующие  основные  виды  деятельности:
5.1. Регулярные  заседания  сотрудников  лаборатории  с  целью  информирования и  обсуждения  результатов  научно-исследовательской  деятельности.
5.2. Научно-организационные  мероприятия: совещания, конференции, семинары  по  проблемам  образования  родителей.
5.3.   Научно-практическая  деятельность: сбор  материала  для  разработки  и  реализации  модульных и  специальных  программ  для  разных  категорий  слушателей  курсов  воспитания  родителей.
5.4.   Проектная  деятельность: участие  в  отечественных  и  зарубежных  конкурсах  проектов  для  привлечения  финансирования  перспективных  разработок  в  области  образования  родителей.
5.5.   Организация  стажировок  и  участия  в  конференциях, конгрессах, съездах  и  др. профессиональных  форумах  в   России  и  за  рубежом, с привлечением  бюджетных и внебюджетных  средств  университета, а  также  спонсорской  помощи.
5.6.    Редакционно-издательская  деятельность: подготовка  к  изданию  учебной, учебно-методической  и   научно-методической  литературы  для  студентов, родителей, специалистов  и  администрации  учреждений, осуществляющих  работу  с  семьей и  детством.
5.7.     Приобретение  материалов, литературы  и  имущества  для  ведения  научно-исследовательской  деятельности   на  договорной  основе  с  организациями  и  предприятиями (в рамках НИС).

6. Организационно-правовые  основы  деятельности  сотрудников  лаборатории

6.1. Работа  лаборатории  строится  в   соответствии  с  ежегодным  планом  работы. Дополнительные  мероприятия  проводятся  без  ущерба  для  разработки  основной  линии  деятельности  лаборатории.
6.2. Сотрудники  лаборатории  постоянно  повышают  уровень  своей  профессиональной  подготовки.
6.3.   Сотрудники  лаборатории  имеют  право:
6.3.1. Свободно  распространять  информацию  о  своей  деятельности.
6.3.2. Осуществлять  издательскую  деятельность.
6.3.3. Использовать  для  научной  и  производственной  деятельности  финансовые  ресурсы  Университета  в  соответствии  с  утвержденным  планом, а  также  его  материально-техническую  базу.
6.3.4. Использовать  для  поощрения  сотрудников  определенную  ректоратом часть  денежных  средств, полученных  в  результате  научно-исследовательской и производственной (в том  числе  издательской) деятельности  Университета.
         6.4. Сотрудники  лаборатории  имеют  обязательства  для  неукоснительного  исполнения:
6.4.1. соблюдать  Устав Университета;
6.4.2. ежегодно  предоставлять  отчет  о  научной  и  других  видах  деятельности;
6.4.3.  предоставлять  по  запросу  Совета  Университета информацию  о  своей  деятельности.

7. Критерии  эффективности   деятельности  лаборатории

           Критериями  эффективности  деятельности  лаборатории  проблем образования родителей  являются:
      7.1.  Планомерное  создание, апробация  и  внедрение  научно  и 
технологически  выверенных  образовательных  программ  для  разных  категорий  слушателей  по  проблемам  семейного  воспитания.
      7.2. Создание  системы  договорных  отношений  с  учреждениями  образования, культуры, социальной  защиты, затрагивающих  интересы  семьи  и  детства  с целью повышения качества взаимодействия с семьей.
      7.3. Оформление  результатов  работы  лаборатории  в  виде  
монографий, учебно-методических пособий, сборников  трудов, завершенных  магистерских, диссертационных  исследований.
      7.4. Обращение  родителей,  педагогов, администрации  учреждений  
к специалистам лаборатории  за  профессиональной  поддержкой с  целью  привлечения  семьи  к  сотрудничеству  в  деле  образования  детей. Положительная  оценка  работы  сотрудников  лаборатории.

 

8. Порядок  учета  работы  и  ведения  отчетности

8.1. Порядок  работы  лаборатории  регулируется  настоящим  Положением  и  строится  на  основе  ежегодных  планов. Учет  осуществляется  с  помощью  системы  отчетов  и  отзывов  сотрудников  о  проделанной  работе.
8.2. Планирование  и  учет  работы  по  отдельным  направлениям  и  конкретным  программам  ведется  сотрудниками  индивидуально.
8.3.  Ответственность  за  общий  учет  и  контроль  работы  возлагается  на  руководителя  лаборатории.