Е.С.Евдокимова,
заведующая научно-исследовательской лабораторией проблем образования родителей ВГСПУ, к.п.н., доцент, Волгоград, Россия


«О времена, о нравы», – более двух тысяч лет назад сказал Цицерон, – выдающийся древнеримский философ, политик, оратор. Сегодня, в XXI веке мы повторяем эти слова, высказывая боль и страх за жизнь нынешних и завтрашних поколений! Мы живем во времена, когда небрежность, беспомощность, безответственность родителей, начинают возрастать от поколения к поколению. По прозорливому утверждению русского философа XX века И.Ильина, в такие эпохи «духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; распространяется и крепнет безбожие и приверженность к материальному, процветает бессовестность, бесчестие, карьеризм и цинизм. Священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут, его не строят. В отношениях между родителями и детьми возникает «пропасть»... Отец и мать перестают «понимать» своих детей, а дети начинают жаловаться на «абсолютную отчужденность», водворившуюся в семью...».


Как быть? Что делать родителям и педагогам в эпоху переживаемого семьей духовного кризиса? Наш ответ: объединяться, соединяться для осознания причин болезни и совместного поиска средств духовного оздоровления семьи – «лона человеческой культуры». В трудные для нашего Отечества времена единение народа позволяло преодолеть любые испытания. Так было в дни Куликовской битвы, в годы Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны, славную победу в которой мы отмечаем в эти майские дни.
Международное общественное движение «Родительская Забота» объединяет и соединяет родителей, учителей и воспитателей, медицинских работников, деятелей культуры и политиков в своем устремлении сохранять и развивать семейную культуру средствами непрерывного образования будущих и настоящих родителей. Одно из средств утверждаемых Движением – Родительский университет. Сегодня родительские университеты открыты и выполняют свою духовную миссию во многих городах России и Зарубежья: Москве, Калининграде, Перми, Набережных Челнах, Самаре, Пензе, Волгограде, Ульяновске, Иркутске, Клайпеде, Таллинне, Могилеве.
В Волгограде и городах Волгоградской области с 2002 года сложились и успешно развиваются уникальные формы вариативного образования родителей – тематические воскресные семейные встречи («семейный воскресный абонемент»), семейные ассамблеи, художественный салон и другие, ориентированные на родителей с детьми дошкольного и школьного возраста. Все они призваны сохранять и развивать культурные формы со-бытия воспитывающих взрослых и детей: созерцание, сотрудничество, сотворчество, сорадость, упрочивающие межпоколеные и внутрипоколенные семейные связи. 
В 2011 году на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета был открыт Родительский университет, нацеленный на широкую аудиторию граждан, стремящихся к родительскому самообразованию и самосовершенствованию. Спустя два года филиалы Родительского университета ВГСПУ открылись в Михайловке, Волжском, Фролово – городах Волгоградской области. В 2014 году при Детской музыкальной школе г. Камышина была организована Академия искусств для родителей. Названные образовательные объединения являются общественными структурами, вносящими большой вклад в дело сохранения целостности семьи и развития семейной культуры.
Родительский университет ВГСПУ выполняет особую системообразующую миссию (выступая своего рода творческой мастерской научно-исследовательской лаборатории проблем образования родителей), в котором рождаются и апробируются новое содержание, формы и методы востребованного сегодня неформального, интерактивного образования родителей, устремленного к развитию общекультурной и педагогической компетентности воспитывающих взрослых.
Встречи в Родительском университете ВГСПУ проводятся ежемесячно, по субботам, с сентября по май. Каждый сезон встреч имеет свое название, внося в сознание матерей и отцов (как будущих, так и настоящих) идеи непрерывного духовного развития, гуманности. 
2011-2012 год прошел в Родительском университете под общим названием «Образование придает человеку достоинство», 2012-2013 год – «Духовный мир семьи», 2013-2014 – «Родители – первые учителя ребенка», 2014-2015 – «Воспитание ребенка начинается с воспитания самих себя». Каждая встреча в университете – это разговор по душам, это духовный поиск ответов на важнейшие вопросы: Что есть Духовная жизнь? Как родителям жить многогранной духовной жизнью и быть для своих детей образцом одухотворенной деятельности? Что есть Благородство и Великодушие, Совесть и Честь? Как нам их взращивать в себе и наших детях? Что есть целеустремленность, ответственность, творчество и как их воспитывать в себе и детях? Что есть любовь? Как воспитывать любовь к ближнему и ко всему сущему? Зачем и как воспитывающим взрослым  самосовершенствоваться? Как вести детей по пути самосовершенствования?
По завершении одного из сезонов встреч в Родительском университете, наш постоянный участник и духовный наставник в деле родительского образования, профессор Царицынского православного университета им. преп. Сергия Радонежского Волчанская Тамара Викторовна так написала о нашем служении: «Размышляя о содержании и смыслах встреч в родительском университете, приходишь к мысли о том, насколько же велика потребность людей в обмене опытом и идеями, связанными со сложнейшим и вечным вопросом – как воспитать Человека, Личность, Идеал. Поскольку одного и единственного пути и средства для решения этой проблемы никто не изобрёл и вряд ли когда-нибудь изобретёт, то естественно возникает желание хотя бы приблизиться к благоприятному результату родительских и педагогических устремлений.
Все наши родительские собрания стали местом духовного обогащения каждого участника – от старшеклассников до вырастивших собственных детей и внуков взрослых – и в этом заключается их великая ценность, т.к. она реальна».
Нередко, прощаясь после встречи с родителями и прародителями, студентами и школьниками, мы слышим: «Сердечное спасибо Вам! Мы с радостью придем на встречу снова»; «Думала, здесь формально читают лекции, поучая родителей, но, к счастью, ошиблась. Здесь звучит живое, согретое душой слово»; «Как в церкви побывала! Душа очистилась от обид, страха, боли…».
Счастье, что стараниями сотрудников и единомышленников лаборатории рождается и утверждается духовное образование родителей, устремляющее матерей и отцов, бабушек и дедушек, молодых людей к постижению духовной сути бытия человека, наставляющее на путь красоты духа! Каждый в этом духовном образовании, особым образом организованном нашей научно-исследовательской лабораторией пространстве и времени, находит свое.
Родители находят ответы на животрепещущие вопросы жизни в супружестве, воспитания детей; вдохновляются на самопознание, чтение классической и современной литературы по философии, педагогике, психологи; обретают единомышленников, которые так же, как и они ищут верный подход к ребенку/детям в семейном воспитании. Радостно видеть, что многие матери и отцы, благодаря сделанным на встречах открытиям,  возвращаются на путь любви, с которого когда-то сошли, поддавшись раздражению, страху, злобе или зависти.
Дети (приходящие с родителями или прародителями на встречи) получают возможность быть рядом с матерью/отцом, бабушкой/дедушкой, слушая либо участвуя в важных разговорах взрослых и надеясь на развитие светлых, добрых отношений в семье, понимание и согласие в отчем доме. А с этой возможностью они обретают радость познания внутреннего мира людей, открывающегося им в размышлениях на заданную тему, и радость взросления! Тысячу раз прав Ш.А. Амонашвили, утверждающий, что духовно взрослеть можно только рядом с мудрыми взрослыми, которые не отталкивают, исключая ребенка из взросло-детских отношений,  а принимают и поддерживают его.  
Педагоги, руководители детских садов, школ, учреждений дополнительного образования и культуры на встречах в Родительском университете открывают для себя причины напряжения в отношениях воспитывающих взрослых, а открыв и осознав – отказываются от критики и вдохновляются новыми идеями для сотрудничества и сотворчества с родителями воспитанников. Родительский университет, в частности, вдохновил некоторых педагогов к созданию в своих образовательных организациях родительских и семейных клубов – неформальных центров просвещения родителей и детей.
Родительский университет – это не только пространство познания, общения, но и пространство обмена опытом семейного и общественного воспитания, яркого сотворчества. Мы обнаружили, что по мере того, как растет интерес и доверие участников Родительского университета друг к другу и его организаторам,  растет и их желание не только получать, но и отдавать, особым образом готовясь к встречам: разучивать стихи, готовить заметки, подбирать презентации, фильмы и т.д. 
Бесспорно, мы еще в начале большого Пути! Впереди много испытаний, преодолеть которые возможно, употребив главную силу на земле – Любовь, ибо только ей под силу спасти и сохранить духовный очаг семьи.

Опубликовано в Альманахе родительского университета № 4 "Воспитание ребенка начинается с воспитания себя". М., Планета, 2015