Ю.Ю. Березина, к.п.н.; доцент кафедры социальной педагогики
ФГБООУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград, Россия

Художественно-эстетическое воспитание предполагает развитие эстетического, эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности под влиянием искусства, эстетических объектов и явлений реальности. Основными  целями эстетического воспитания являются: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; формирование творческих способностей в области художественной и духовной культуры.

Многие  выдающиеся педагоги-практики,  искусствоведы, художники (А. В. Бакушинский,  Г. В. Лабунская,  Е. А. Флёрина и др.) обращают внимание в своих работах на  особую эффективность художественного воспитания детей в семье.
В решении задач художественно-эстетического воспитания  существенную роль играет пример и художественная подготовка самих родителей. Семья, ориентированная на          художественно-эстетическое воспитание своего ребенка,    может использовать собственный потенциал либо  опираться на потенциал учреждения дополнительного художественного образования. В первом случае,  родители берут за основу собственный опыт художественного  образования, полученный в детстве. Такие семьи имеют профессиональные или любительские  художественные традиции, и у родителей достаточно компетентности для художественно-эстетического воспитания своих детей. Во втором случае, когда  ребенок посещает художественную студию или школу, родители следуют педагогическим рекомендациям или ориентируются на конкретные образцы. В обоих случаях родители понимают значимость приобщения детей к искусству и прилагают к этому определенные усилия.
Важным  компонентом  содержания эстетического воспитания является развитие у детей способности к восприятию прекрасного в жизни и искусстве.  Родителям необходимо создавать условия для обретения ребенком опыта восприятия  изобразительного искусства. Искусство окружает ребенка повсеместно с самого раннего детства. Например,  детские книги с хорошими иллюстрациями. Именно родители формируют домашнюю библиотеку, поэтому важно обращать внимание не только на ценность литературного произведения, но и на художественное оформление книги, иллюстрации которой ребенок будет  рассматривать.  В дошкольном возрасте  в восприятии произведений изобразительного искусства предпочтение отдается книжной графике, как наиболее доступной для восприятия детьми данного возраста.
Даже  предметы,  окружающие ребенка в повседневной жизни (посуда, мебель, игрушки), в создании которых участвовал художник, способны формировать в ребенке эстетический вкус, чувство стилевой гармонии, умение отличить прекрасное от безобразного.
Родители  посещают с детьми выставки, музеи изобразительного искусства, театры, беседуют на темы искусства, обсуждают впечатления от восприятия, побуждают их к оценке  художественных произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам. В таких семьях, как правило, есть книги, альбомы  по искусству, которые используются для организации восприятия произведений изобразительного искусства,  в ходе которого дети знакомятся с творчеством известных художников, с видами и жанрами изобразительного искусства.  Конечно, важно и окружающее семью социокультурное пространство (наличие в населенном пункте выставочных залов, музеев, театров, образцов архитектуры, скульптуры).
В такой обстановке ребенок постепенно приобретает потребность в общении с искусством,  опыт восприятий,  у него появляются собственные предпочтения, идеалы, личные суждения в области искусства. В этом случае можно говорить  о «специфической художественной компетентности». По утверждению  Киященко Н.И., приобретение такой компетентности подразумевает постоянный контакт с произведениями искусства [3].  Как считает Б.М.Неменский,  немногие дети станут художниками, но грамотным «зрителем», то есть человеком,  понимающим изобразительное искусство, в состоянии стать каждый. И главным помощником в этом  становится родитель, а потом уже детский сад, школа или другие образовательные учреждения. Ведь от позиции родителей, от их ценностных установок, определяющих место и роль художественно-эстетического  образования в системе воспитания ребенка, многое зависит.
Кроме организации восприятий, важным компонентом эстетического развития в семье является художественно-творческая деятельность детей, поощряемая родителями. Очень значима развивающая среда.   У ребенка должно быть достаточно разнообразных материалов для художественного творчества. Все они должны быть хорошего качества (кисти для рисования, подходящая бумага, хороший, мягкий пластилин и т.д.). Тогда интерес к художественно-творческой деятельности будет только крепнуть. 
Занятия изобразительной деятельностью в семье должны проводиться без принуждения, по желанию ребенка. С.Френе и  Э.Френе подчеркивают значение свободного спонтанного выражения детей в художественном творчестве, опирающегося на интересы детей, их эмоциональную активность [2].
Все  в детстве любят рисовать, лепить, конструировать. Но по мере взросления у многих детей ослабевает интерес к данной деятельности. Это обусловлено рядом причин, одна   из которых заключается в том, что ребенок начинает замечать «несовершенство» своих рисунков, а близкие не могут помочь ему в совершенствовании художественных навыков (в силу отсутствия способностей или специального художественного образования). Порой родители не совсем тактично критикуют творчество детей, что также способствует утрате  интереса к изобразительной деятельности.  
Иногда ребенок   неплохо «срисовывает», но создать изображение по личному  замыслу не может. Развитие способности к реализации  собственного замысла в художественно-творческой деятельности требует деликатного подхода со стороны взрослого. Ф. Диккер-Брандейсова по этому поводу отмечает: «Ребенок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. Следуя им, он немедленно получает результат. И верит, что благодаря средствам, полученным от учителя в готовом виде, сможет выиграть в том соревновании, что навязано ему извне. Таким образом,  ребенок отторгается от собственных задач. На этом пути он сначала теряет личные средства выражения, адекватные его жизненному опыту, а  затем и сам опыт» [Макарова 1996: 247]. Попытка «через готовые упрощения приблизить детей к природе и творчеству» приводит, по мнению Макаровой Е.Г., к тому, что ребенок утрачивает самое ценное – самостоятельность. Взрослый решает за ребенка, как ему действовать. Привычка к указаниям приходит быстро и незаметно. Ф. Диккер-Брандейсова считает, что «слишком раннее усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности». Она утверждает суверенность каждого ребенка, уникальность его опыта, который в детстве является единственной отправной точкой для творческого поиска: «При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, у него развиваются фантазия и интеллект, дар наблюдателя, терпение и, позднее, вкус. Всем этим будет обеспечен путь к красоте» [6, с. 247].
Как родители могут помочь в появлении и реализации художественного замысла ребенка?
Иногда идей у ребенка много, но как их воплотить он не знает. Родители могут содействовать активному размышлению. На примере книжной графики можно показать ребенку несколько различных вариантов воплощения замысла.  Для этого нужно вместе с ребенком обсудить, как художники-иллюстраторы  решают задачу воплощения замысла,  рассмотреть,  как разными художниками иллюстрируется одно и то же произведение. Это поможет избежать стереотипности работы.
В процессе оценки результатов творчества своего ребенка необходимо активизировать процесс самооценивания: побуждать к  оценке самого себя, своих способов достижения цели, результата деятельности, поддерживать желание изменить способ решения, если в этом есть необходимость [4, с. 363].
Внимательный, понимающий родитель  всегда постарается найти в творческой работе своего ребенка какие-то интересные «находки» – оригинальные цветовые решения, технику исполнения и т.д. При этом  важно сопереживать, поддерживать  веру в себя и радоваться вместе с ребенком, если он добивается успеха. Особенно это важно в младшем школьном возрасте, т.к. на смену восторгу перед своими работами в дошкольном возрасте приходит критичность. Ребенок начинает осознавать несовершенство своего рисунка, его несоответствие объекту изображения, замечает преимущество работ одноклассников. Все это обуславливает негативную оценку своего творчества. В этот момент нужно проявить такт,  терпение,  дать ему совет о том,  как можно улучшить работу.
Таким образом, семья может внести большой вклад в художественно-эстетическое воспитание своих детей, способствуя развитию умения  воспринимать, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности, а также поощряя художественно-творческую деятельность ребенка, оказывая поддержку в его творческих начинаниях.

Литература:

  1. Бакушинский,  А.В. Художественное творчество и воспитание./Составитель Н.Н.Фомина. – М.: Карапуз, 2009. – 304с., 8с. илл.
  2. Искусство и дети. Эстетическое образование за рубежом: сборник. – М.: Искусство, 1969. – 303 с.
  3. Киященко, Н.И. Современные концепции эстетического воспитания/ Н.И. Киященко. – М., 1998.
  4. Кузьмина, Е.И. Рефлексивно-деятельностный анализ феномена свободы личности: дис. … д-ра. психол. наук / Е.И. Кузьмина. – М., 1999. – 436 с.
  5. Лабунская, Г.В. Художественное воспитание детей в семье./ Г.В.  Лабунская –  М.: Педагогика, 1970. - 47с.
  6. Макарова, Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия / Е.Г. Макарова. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 304 с.: ил. – (Серия «Вселенная духа»).
  7. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: кн. для учителя / Б.М. Неменский. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.: ил.
  8. Флёрина,  Е.А. Детский рисунок/Е.А.Флёрина. – М., 1924.

Опубликовано в Альманахе родительского университета № 3 "Духовный мир семьи". М. Планета, 2014