Сотрудники научно-исследовательской лаборатории проблем образования родителей разделяют идеи гуманной педагогики. Гуманная педагогика не мыслит воспитания детей без сотрудничества с родителями воспитанников. Она утверждает осознанность во взаимодействии с родителями, т.к. благодаря осознанному взаимодействию педагогов и родителей удается понять базовые устремления и потребности воспитывающих взрослых и детей, и двигаться навстречу и вместе друг с другом к стратегической цели – воспитанию Благородного Гражданина. Гуманная педагогика отказывается от «работы с родителями» и выбирает «культуру взаимодействия», устремляющую  педагогов от зависимости и независимости к взаимозависимости в воспитании детей; от безответственности к ответственности друг перед другом и детьми  за то, что учителя и родители думают, говорят и делают!

 

Е.С. Евдокимова, Приложение к Манифесту гуманной педагогики. Опубликовано в журнале «Детский сад от А до Я» № 2, 2014 г.


ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ:
ВОСХОЖДЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ СО-БЫТИЯ

17 июля 2011 года принят Манифест гуманной педагогики - важнейший документ, определяющий стратегию и тактику развития современного образования. Манифест призывает учителей, воспитателей, педагогов, руководителей, родителей, студентов к единению и сотрудничеству в оздоровлении и обновлении образовательного мира. В нем честно и ответственно показаны беды детей, беды образования и пути защиты детей и молодежи от агрессии социальной среды.
Размышляя о единении воспитывающих взрослых (работников образования  и родителей) в этом благородном деле, мы пришли к следующему пониманию его смыслов.

Духовный кризис института семьи и родительства.

Первый опыт агрессии социальной среды ребенок получает в своей семье, которая сегодня с трудом обеспечивает реализацию важнейших потребностей человека: в любви, защите, поддержке. 
Если 20-25 лет назад неполная семья, пережившая развод либо смерть супруга, была исключением, то сегодня таким исключением выступает полная материнско-отцовская семья, в которой супружеские и детско-родительские отношения развиваются гармонично.  В ситуации развода родителей (основными причинами которого являются отсутствие любви, неверность, насилие,  алкоголизм, наркомания одного из супругов, неустроенность жилищных условий) труднее всего в семье приходится ребенку. Он глубоко переживает раскол в отношениях матери и отца, сопровождающийся болью, страхом, взаимными обидами, усиливающейся  ненавистью друг к другу!
Большим испытанием для ребенка является ненавидящая отца своих детей мать!
Как известно из истории семейного воспитания, семья не раз теряла своего кормильца-отца, и  мать оставалась с детьми на руках, вскармливая и воспитывая, заботясь о них до совершеннолетия. Но оставшись без поддержки супруга, благодаря женской мудрости (воспитываемой с малолетства),  женщина-мать зарождала и поддерживала в сознании своих детей образы заботящегося, самого лучшего, смелого, честного, трудолюбивого отца!
Современная  женщина, выбравшая путь ненависти, взращивает в своем сознании и транслирует сыну/дочери (не понимая, что творит)  иные образы отца, которого нужно ненавидеть, а не любить; избегать, а не восхищаться и подражать ему! Если в недавнем прошлом ребенок, воспитываемый матерью, слышал от нее слова сожаления о женской судьбе, о потере кормильца на поле брани, то сегодня все чаще мать обрушивает на отца своих детей слова проклятья; запрещает или ограничивает общение с отцом.  Поселяющаяся в сердце женщины ненависть, быстро пускает корни и препятствует духовно-нравственному развитию, облагораживанию души Ребенка.
Не менее горький опыт получает ребенок безответственных, безразличных, эгоистичных матерей и отцов,  выбирающих путь служения страстям, не осознающих своей великой миссии духовного сопровождения рождения Человека! 
Безответственность женщины-матери, ее душевная глухота  превращает ее в «кукушку», равнодушную к  в-ос-питанию, взращиванию своих детей, перекладывающую ответственность на плечи мужа, прародителей и других родственников, либо государства (Иначе, откуда столько социальных сирот?!). Материнская «глухота»  приводит не редко к необратимым, страшным последствиям для  детей: не получившие материнского внимания, любви и заботы они выбирают разрушительный путь наркомании, алкоголизма, преступлений.
Безответственность, эгоизм, равнодушие  мужчины-отца обрекает его на выполнение не свойственных главе семьи ролей: «воскресный», «приходящий», «скрывающийся». Для каждой роли характерна особая модель поведения с детьми, соответствующий стиль общения и тип авторитета. Воскресные, приходящие отцы чаще всего взаимодействуют с ребенком в плоскости материальных ценностей, реже – духовных, что не может не порождать взаимных манипуляций и ложных видов авторитета: любви, дружбы, подкупа (когда доброе отношение покупается подарками и обещаниями).
Свидетелями семейных бурь, негативно влияющих на детскую неокрепшую душу, становятся воспитатели детского сада,  учителя школы, которые  не только фиксируют разрушения, но и пытаются «работать с последствиями». Никогда ранее на период дошкольного детства не приходилось такое количества разводов! 75-80 % детей, поступающих сегодня в школу,  воспитываются в неполных семьях. Значительные риски разводов приходятся (как показывают социологические исследования и житейский опыт) на самые ответственные периоды жизни ребенка: «младенчество», «дошкольное детство», «отрочество». 
Угрозы семейному счастью не ослабевают, а усиливаются! Не выработав в полной мере способов защиты ребенка от одних опасностей, воспитывающие взрослые сталкиваются с новыми угрозами существования семьи и детства – однополыми браками и как следствие – новой моделью семьи.  Навязываемые как универсальные демократические ценности, они вживляются в наше сознание  и грозят еще большим разрушением института семьи.

Семья нуждается в понимании и поддержке педагогов

Дети хорошие. Родители тоже. Не только дети нуждаются в заботе, в мудром участии педагогов в их судьбе, но и их родители, оказавшиеся в бездуховной пустыне, выйти из которой в одиночестве невероятно трудно!
Обиженные на супруга/супругу, переживаемые душевную боль от семейных потрясений, страх перед новыми испытаниями, родители крайне нуждаются в заботе и профессиональной поддержке в сложном процессе созидания Человека.
Поняв  жизненную ситуацию, в которой оказались родители, и поддержав их, педагоги могли бы существенно повлиять на процесс восстановления целостности семьи, обеспечивающей нормальный рост и развитие Ребенка. Однако этого не происходит. По инерции педагоги избегают открытых, ответственных отношений с родителями воспитанников. Вследствие чего обостряются противоречия между педагогами и родителями, школой (другими организациями) и семьей.
Родители ждут отношений, выстроенных на основе любви, но педагоги утверждают отношения на основе власти, допускающей критику, манипулирование. Критика как ржавчина разъедает взаимоотношения педагогов и родителей, выступая барьером на пути духовной общности – ведущего условия воспитания благородного и великодушного Человека.
Единение педагогов и родителей в оздоровлении и обновлении образования на основе любви – суть Гуманной педагогики, находящейся в ином, чем авторитарная,  духовном измерении.
Авторитарная педагогика не мыслит сотрудничества, сотворчества педагогов с родителями воспитанников, поскольку в нем видит угрозу разрушения привычки понукать детьми и их родителями, управляя их сознанием, чувствами, поведением.
Гуманная педагогика не мыслит воспитания детей без сотрудничества, сотворчества педагогов с родителями воспитанников. Она утверждает осознанность во взаимодействии с родителями, так как благодаря осознанному взаимодействию педагогов и родителей удается понять базовые устремления и потребности воспитывающих взрослых и детей, и двигаться навстречу и вместе друг с другом к стратегической цели – воспитанию благородного и великодушного Человека.
Авторитарная педагогика активно использует категорию «работа с родителями», смысл которой - упорядочивание процесса воспитания, осуществляемого в разных средах (школе, семье) и расширение сферы влияния на ребенка. Работая с родителями, педагог контролирует семейное воспитание, поучает, и при необходимости принимает меры, которые нередко запускают механизм насилия в семье.
Ведущей формой работы с родителями, задающей координаты воздействия на родителей, в авторитарной педагогике выступает родительское собрание. Бесценное время жизни (1,5-2 часа) используется на критику и поучение родителей, как нерадивых воспитателей своих детей, которые, по  мнению педагогов, не способны без руководства педагогов успешно решать задачи воспитания. Лозунгами таких родительских собраний, по меткому выражению выдающегося философа В.В. Розанова, выступают: «Как можно скорее!», «Как можно больше (знаний)!».
Гуманная педагогика отказывается от  авторитарного смысла  «работы с родителями», находящейся в ценностно-смысловом поле со-существования, и выбирает «СО-бытие» - эволюционный уровень взаимодействия человека с миром, устремляющий  педагогов от зависимости и независимости к взаимозависимости с родителями  в  воспитании детей; от безответственности к ответственности друг перед другом и детьми!
СО-бытие богаче, чем со-существование, оно многомерное явление, в котором проявляются все стороны человеческой жизни: ментальная и эмоционально-чувственная, коммуникативная и деятельностная. Не случайно его проявления разнообразны: со-знание, со-весть, со-чувствие, со-общение, со-гласование, со-действие, со-творчество, со-трудничество, со-провождении, со-звучие, со-зерцание.
Ведущей формой Со-бытия является та, которая направлена на самовоспитание и совершенствование воспитывающих взрослых, на воспитание Сердца Ребенка, развитие его Души, сохранение непорочности детства.
СО-бытие – достояние культуры человечества, грани которого рождались и оттачивались в ходе всего культурно-исторического процесса.

Ступени восхождения от со-существования к СО-бытию

В современный период невозможно оставаться безответственными и безразличными, равнодушными к судьбе Ребенка, его воспитанию, развитию, образованию; невозможно сохранять прежние, когда-то действенные формы со-существования, характеризующиеся невмешательством в дела друг друга, границами в отношениях, ориентацией на контроль и карательные меры по отношении к ребенку и его родителям. Более невозможно декларировать «партнерство школы и семьи», «сотрудничество педагогов и родителей» в решении задач воспитания ребенка, искажать глубинный  смысл сотрудничества, подменять его суррогатом – ложным сотрудничеством «против Ребенка», которое характеризуется искусством заставить, принудить родителей принять действенные меры в отношении их сына, дочери.
Дети давно протестуют против таких отношений! Они возмущены манипулированием, сопровождающимся тотальным контролем, оценкой и наказанием. Не одна детская судьба была сломана «прокуратурой» взрослых, утверждаемой руководителями и учителями школ и поддерживаемой родителями. Дети нуждаются во взрослых, способных защищать, а не обвинять, способных очищать духовный мир детства от сорняков бескультурья, семена которых посеяли нерадивые, безответственные взрослые. 
Воспитывающим взрослым (родителям и прародителям, воспитателям и учителям детских садов и школ, руководителям образования) важно восходить:

  • от неосознанности к осознанности своих ощущений, чувств, мыслей и действий;
  • от закрытости и ограниченности в отношениях, к открытости и целостности;
  • от монолога к диалогу, от обвинений и критики к пониманию и прощению;
  • от безразличия к заинтересованности духовным миром Семьи, заботе о его сохранении и развитии;
  • от безответственности к ответственности;
  • от гнева к творящему терпению;
  • от уныния и зависти к радости;
  • от страха, тревожности к вере в силу духовной общности;
  • от неблагодарности к благодарению;
  • от ненависти к любви

ибо эти ступени восхождения определены духовными законами (законом Любви, Духовной общности, Ответственности, Причины и Следствия), следование которым определяет оздоровление  и духовное преображение образовательного мира.
Восхождение к СО-бытию начинается с о-со-знанности.
Воспитывающим взрослым важно осознать, что семья и школа (!), отношения между ними разрушаются вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса. Этот кризис разобщает, нарушает духовное единение детей и взрослых, поколений;  он лишает  воспитывающих взрослых и детей чувства взаимной духовной со-принадлежности. Обретение чувства со-принадлежности может сплотить семью, школу, укрепить связи между ними, превратить в прочное и достойное единство.
Педагогам важно осознать, что родители нуждаются в любви так же, как и их дети. С этой потребностью человек рождается, она никогда не перестает: проявляется на протяжении всего бытия человека. Только она способна сотворить настоящее чудо: развить способность слышать, видеть и понимать Ребенка! Мудрая любовь педагогов открывает родителям путь мудрой любви к детям – путь, где обретаются высшие образы Матери и Отца, благородного и великодушного Родительства.
Педагогам важно осознать, что родители испытывают потребность быть хорошими так же, как и их дети. Они не желают быть плохими, не успешными родителями не успешных детей. Они нуждаются в ситуации педагогического успеха в воспитании сына/дочери, ибо это развивает их способность быть хорошей матерью, хорошим отцом.
Руководителям, учителям, воспитателям, родителям  важно осознать, что в каждом Ребенке есть зерно родительства: материнства, отцовства, и что одна из жизненно важных задач семьи и школы – воспитание матери и отца.
Им важно задуматься над вопросами: что я могу сделать для созидания духовного материнства и отцовства, что нового я могу привнести в отношения родителей и педагогов, в отношения семьи и школы?
Восхождение к открытости и целостности.
Препятствием на пути эволюционирования отношений воспитывающих взрослых выступает их закрытость, установка границ взаимодействия. Отчего и почему педагоги и родители закрываются, что избегают? Что вызывает беспокойство?  Чаще всего – это страх быть собой, боязнь показать другим то, что внутри себя; предъявить то, что может вызвать неодобрение и отвержение: усталость и раздражение, незнание и неопытность в деле воспитания. Но устанавливая границы во взаимодействии, воспитывающие взрослые обделяют себя открытиями человека в Человеке, красотой и искренностью человеческих отношений, радостью общения, счастьем обретения друзей и добродетелей.  Открывая душу навстречу друг другу, воспитывающие взрослые получают шанс изменить себя и окружающих людей;  создается основа для со-действия во всех аспектах воспитания Ребенка.  «Для того, чтобы человек, которого мы творим в школе, стал венцом нравственного, интеллектуального, эстетического совершенства, необходима согласованность действий всех скульпторов, имеющих доступ к мраморной глыбе, необходима гармония творения Человека», - писал В.А.Сухомлинский. Рядом с открытыми взрослыми  Ребенок чувствует себя в безопасности; его слушают и слышат; отсутствует напряженность, ведущая к стрессам; обеспечивается целостность его развития.
В открытой к СО-бытию с родителями и детьми Школе Жизни каждая семья может найти и выбрать для себя  интересные и вдохновляющие на творчество и со-творчество формы СО-бытия: занятия в родительском университете, семейные студии и секции, клубы и лаборатории. Сколько семей можно сохранить и сплотить в таком открытом к со-творчеству пространстве!  
Открытость открывает дорогу к со-общению, доверию и взаимозависимости, в результате чего отдельные семьи воспитанников, а также независимые друг от друга педагоги и родители образуют нерасторжимое целое, внутри которого каждый становится уже чем-то иным и воспринимается не так, как воспринимался в закрытой системе.
Восхождение к диалогу, к пониманию и прощению.
Согласованности действий взрослых в воспитании детей способствует диалог.  Диалог не предлагает готовых ответов, а приглашает собеседников к совместному поиску ответов на актуальные для них вопросы о развитии, воспитании, образовании детей. В диалоге воспитывающие взрослые получают возможность высказывать свою и принимать  другую точку зрения, договариваться  по принципиально важным позициям  в деле воспитания Ребенка; со-размышлять и со-чувствовать, познавать себя и другого человека; разрешать и предупреждать конфликты.
Перейти к диалогу – задача сложная, особенно для педагогов, привыкших недооценивать родителей как воспитателей и воспринимать себя как единственных носителей истинного знания о сущности детства и взрослости, о семье и родительстве, об образовательном процессе. Непросто слушать и слышать, интересоваться, понимать другого прежде, чем себя, видеть причинно-следственные связи. Непросто отказаться от черного, бранного, слова (распространяющегося сегодня как инфекция),  от пустословия, принять правила возвышающего общения и жить, руководствуясь золотой  формулой мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь,  и какие из этого будут последствия».
Мысли, возникающие у воспитателей и учителей:  «родителям ничего не нужно», «я ничего не смогу сделать для семьи моего воспитанника» являются губительными, разрушающими для отношений с родителями учащихся/воспитанников.  Таковыми являются и слова критики и осуждения. Можно ли осуждать, не зная обстоятельств жизни семьи, родителей воспитанников? Не осуждение, а познание и понимание, прощение и устремление к духовному знанию необходимо сегодня матерям и отцам.
Непросто руководителям, учителям, воспитателям, родителям отказаться от привычки вносить в общение друг с другом тревожность, агрессивность и усталость от жизни.  Непросто говорить о духовном, о миссии матери и отца, прародителей  в жизни Ребенка, о страстях, переживаемых им. Но это единственный путь к Со-бытию, обретению его главного смысла - духовного преображения мира образования.
Восхождение от безразличия к заинтересованности духовным миром Семьи, забота о его сохранении и развитии.
Семья – уникальный духовный мир, лоно человеческой культуры, в котором  пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы души Ребенка. В семье он учится любить, верить и надеяться, жертвовать и проявлять терпимость, брать ответственность. В семье как в зеркале отражаются все проблемы и достижения социального мира. Выстроенная на порядках любви, семья дает ребенку «огонь духовности, который светит ему на протяжении всей жизни». Нарушение порядка ведет к нарушению супружеских и детско-родительских отношений, подвергает опасности жизнь и духовное здоровье взрослых и детей.
«Задача  родителей  состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на  все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях»,- писал выдающийся философ И. Ильин.
Задача педагогов – заботиться о сохранении и развитии лона человеческой культуры, устремлять родителей воспитанников к постижению Божественной тайны.
Что знает о мире семьи воспитатель детского сада, учитель школы? Что знает он о пройденном Ребенке пути в семье, какой он опыт получил в своей семье задолго до поступления в детский сад, школу? – эти вопросы важно задавать родителям воспитанников не любопытства ради, а ради мудрого сопровождения Ребенка,  основанном на знании о нем.
Ребенка трудно понять, не постигая мир, в котором он растет и развивается. Подлинная, а не ложная заинтересованность этим миром, основанная на нравственных принципах, позволяет понять причины трудного (либо успешного) взросления Ребенка, определить поле внимания и заботы о его духовно-нравственном развитии и совершенствовании. 
Восхождение к ответственности.
Веками ответственность в воспитании детей лежала на плечах семьи, родителей и прародителей, старших братьях и сестер, а также духовных родителях, заботящихся об обретении Ребенком веры.
Однако промышленная эпоха, с ее товарно-денежными отношениями  сильно подорвала семейный уклад и изменила сложившуюся систему семейно-общинного воспитания. Это привело к ослаблению ответственности родителей в воспитании детей, но к усилению ответственности специально подготовленных к воспитанию, образованию детей педагогов. За долгие годы ХХ века родители научились перекладывать ответственность в воспитании своих детей сначала на плечи воспитателей детских садов, а затем учителей школы, ссылаясь на отсутствие профессиональной компетентности и времени на воспитание, образование ребенка. Но сняв с себя ответственность в выполнении сложнейших духовных задач, матери и отцы ослабили  духовные связи со своими детьми. 
И произошли беды.  «Содрогается сердце от бескультурья, от не знающей границ детской жестокости, цинизма, надругательства над святынями своего народа».  Семье и школе, родителям и педагогам важно понять, что безответственность в воспитании приводит к необратимым последствиям. Ответственность должна быть обоюдной. В служении делу воспитания нет передышки и нельзя ослаблять зоркость; опасно думать, что кровнородственных связей достаточно, чтобы семья сохраняла свою целостность и непорочность, оберегая  детскую душу от разрушающих ее образов жестокости, хамства, равнодушия, пьянства и разврата!
Восхождение к творящему терпению
Важное качество воспитывающих взрослых, приносящее добрые плоды,  – терпение. Мудрецыназывают его даром небес, основой мудрости, венцом благочестия, условием всякого успеха. Только терпением можно сохранить любовь и согласие между родителями и детьми, прародителями и родителями, педагогами и родителями. От нетерпения воспитывающих взрослых  (вызывающего злость, обиду, боль) мир и согласие разрушаются, утверждается вражда, от которой, прежде всего, страдают дети.  Терпение же все зло пресекает. В СО-бытии терпение наполняется особым смыслом – сотворчеством, вдохновляющим педагогов и родителей на понимание друг друга. Важно, чтобы творящее терпение стало нормой  жизни воспитывающих взрослых, ибо «для терпеливого ничего никогда не кончается, но все только начинается».
Восхождение к радости
Какое воспитание без радости? Тусклое, угнетающее, не вдохновляющее, не устремляющее, разрушающее… Воспитание без радости делает Ребенка несчастным. Оно лишает его Божественного Света, который несет в себе живительную энергию, пробуждающую к развитию талантов и способностей Ребенка, благородства и великодушия.
Каждый человек знает, что когда он радуется, когда у него хорошее настроение, все дела спорятся, «все горит в руках»: это жизнь пульсирует в человеке. Когда же он пребывает в унынии, жизнь замирает, а иногда и прекращается. Не случайно уныние является смертным грехом. Нельзя пресекать жизнь Богом данную, нельзя нести в пространство семена разложения.
Воспитывающим взрослым важно развивать в себе способность сопереживать, сострадать, сочувствовать, но еще более – радоваться и со-радоваться! Этого ждут, об этом «умоляют» взрослых дети: «будьте радостными», «будьте веселыми, ведь от настроения человека зависит, как он проведет день», «будьте улыбающимися, с чувством юмора», ибо это делает их счастливыми.  Научиться со-радоваться, значит победить в себе эгоизм, стяжательство, зависть, ненависть. «Радость есть особая мудрость».
Восхождение к духовной общности. Вера в ее силу.
На пути восхождения воспитывающим взрослым важно научиться управлять своими эмоциями, укрощать страх и тревогу,  научиться  верить в силу духовной общности.
Духовную общность учителя с детьми и их родителями утверждали А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, Р. Штейнер и  В.В. Розанов, П.Ф. Каптерев и П.Ф. Лесгафт, С. Соловейчик и продолжают утверждать их последователи.
Сегодня как никогда ранее востребовано СО-бытие педагогов и родителей, обращенное к духовной общности  воспитывающих Ребенка взрослых, которое дарит ребенку тепло человеческой души, восполняет пустоту эмоционального сосуда любовью, дарит веру в свои силы и надежду на встречу с духовно близкими взрослыми, способными стать для Ребенка духовными отцом/матерью. Без духовной общности педагогов с родителями воспитанников не состоится их образование, их преобразование, привносящее в сознание матери и отца идею развития  детско-взрослых  отношений  на  принципах  гуманной  педагогики; не будут решены проблемы  «отцов  и  детей».
Восхождение к благодарности.
Благодарность – не только «величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей», как сказал Марк Туллий Цицерон.
Педагогам и родителям важно учиться благодарить друг друга  за любое усилие, приложенное в воспитании благородного и великодушного Человека, ибо  Благодарение исключает осуждение и направляет душевные силы воспитывающих взрослых в сторону развития и саморазвития.
Педагогам  важно наблюдать за собой и спрашивать себя: благодарю ли я родителей воспитанников за внимательное отношение к здоровью детей, за ответственное отношение к воспитанию сына/дочери, за усилия, приложенные в совместном воспитании детей? 
Родителям важно наблюдать за собой и спрашивать себя: благодарю ли я педагогов наших детей за уважительное и понимающее взаимодействие с ними, за устремление к истинным ценностям и смыслам Жизни, за взращивание в них и во мне потребности в Человеке?!
Восхождение к  Любви.
Добродетелью, но особого качества, считают любовь мудрецы. «Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая… По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость…», - заповедовал нам  христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря, прп. Иоанн Лествичник.
Не согласиться с этим нельзя, иначе, почему наши дети так часто болеют? Почему встретить здорового ребенка в детских садах и школах сегодня – большая редкость?
Воспитывающим взрослым важно найти в себе мужество признать, что дети больны, потому родители и педагоги отказывают растущему организму в самом главном – в Любви; важно  понять  и попросить у детей прощения за это зло; начать жить по закону Любви.
В авторитарной педагогике в качестве приоритетных функций утверждаются функции воспитания и социализации, образовательно-обучающая и  профессионально-ориентационная функции, творческого развития и приобщение к культурному досугу. Любовь как функция приписывается только семье, в которой взрослые и дети соединены кровнородственными и духовными связями.  Любовь не допускается на порог школы, поскольку мешает «вооружать молодое поколение набором так называемых «образовательных стандартов».
В  Гуманной педагогике Любовь – основное условие Жизни. Эту истину знали мудрецы, заповедуя новым поколениям: «В любви Ребенок находит вдвое больше источник роста» (И.Г. Песталоцци). Эту истину ведают современные дети, сообщая нам, что «Любовь – мораль Мира», тем самым указывая нам истинный смысл и путь.
***
Какой путь выберет каждый из нас родителей, педагогов: вверх или вниз? 
Путь восхождения к истине, добру и красоте СО-бытия, осознания своей педагогической и родительской миссии, созидания  духовной общности с детьми и воспитывающими взрослыми  невероятно труден. Но чем больше мы преодолеваем препятствий на пути восхождения к духовности и духовной общности, тем больше у нас появляется возможностей поддержать друг друга; растет мощь нашего сердца, в спасительной энергии которого так нуждаются Дети!
«Никто из нас – учителей, воспитателей, родителей – не является маленьким человеком, от которого мало что зависит. Не надо унижать себя, ибо от нас зависит очень многое: мы есть основная сила в мире образования, и потому судьбы наших детей в наших руках» («Манифест гуманной педагогики»).