Е.А.Кудрявцева

кандидат педагогических наук,

Н.А.Мурченко,

заведующая МДОУ № 295 г.Волгограда

Так повелось, что когда говорят о проблеме воспитания детей в семье, огромное внимание уделяют отношениям ребёнка и матери, «забывая» о существовании отца. К сожалению не достаточное внимание (а нередко и недоверие) к мужчине - воспитателю проявляется не только в семье, но в сфере образования:  от детского сада до университета.
Предупреждая матерей и отцов о негативных последствиях игнорирования роли отца воспитании детей, В.А. Сухомлинский писал: «Какая бы ни была у Вас ответственная и сложная творческая работа на производстве, помните, что дома вас ждёт ещё ответственейшая, ещё сложнейшая, ещё тончайшая работа - воспитание человека. Везде вас можно заменить другим работником от сторожа животноводческой фермы до министра. А настоящего отца не заменит никто...

 


Нельзя отрицать особенной роли и особенного места мужчины-отца в воспитании детей, в том сложном оркестре, который называется духовными взаимоотношениями отца-матери как единой силы, повелевающей и властвующей над молодым поколением. Роль мужчины-отца определяется его ответственностью.

Отец, умеющий быть ответственным, умеющий долженствовать,— настоящий мужчина; его воля становится силой, способной дисциплинировать мысли, чувства, желания, порывы детей. Мужественность Мужчины, Мужа, Отца заключается в умении защищать, оберегать детей и жену. Нравственный долг, нравственная ответственность мужчины требует от него быть главным кормильцем детей и матери: обстоятельства могут складываться так, что в определенные периоды труд матери заключается только в воспитании детей. С этого начинается миссия Мужчины, Мужа, Отца. Если мы говорим о гражданском облике отца, о его способности быть образцом для детей, то гражданственность мужчины определяется, прежде всего, его способностью быть долженствующим.

Ответственность за человека, рожденного тобой,— это твоя школа гражданского служения Отечеству. Тропинка к служению Отечеству для настоящего мужчины проходит через семью, через долженствование в сфере отношений с женой и детьми, через ответственность за человека. Только идя этой тропинкой, мужчина-отец способен подняться на вершину патриотического служения Родине» [6].

Понимая разрушающую силу психологических установок современных матерей (а нередко и мужчин-отцов) на воспитание ребенка без отца (при  усиливающейся тенденции роста неполных семей), мы решили исследовать проблему отцовского воспитания и начали с опроса «Роль отца в семейном воспитании детей».  В опросе принимали участие как взрослые (матери и отцы), так и дети.

Проведенный нами опрос показал, что большинство респондентов определяют роль мужчины в семье как опору, кормильца и защитника: «отец - глава семьи, опора семьи»; «отец обеспечивает материальное благополучие, он кормилец, защитник, глава семьи»;  «он равный член семьи»;  «мужчина – глава семьи, опора семьи»; «является опорой для всех членов семьи, зарабатывает деньги»; «защищает в любой ситуации».

В то же время не отрицается его роль в воспитании детей: «он выполняет такую же роль, как и мама, помогает маме, занимается воспитанием»; «участвует в воспитании детей».

Опрос отцов показал, что они хорошо понимают, какие качества важно прививать своим детям. Среди названных качеств оказались: «доброта», «отзывчивость», «забота о ближних», «храбрость, трудолюбие, мужество», «любовь, хорошее отношение к маме, людям», «честность, дисциплина», «уважение, послушание», «заботливость», «твердость характера».
Известно, что открыть окно в семейное благополучие помогают ребенку родители. Нас порадовало, что отцы, несмотря на свою занятость, думают об этом. Семейное благополучие для них – это:«уважение к друг другу, умение уступать»; «это  здоровье, дети, любовь, уважение, достаток»; «сплоченность семьи»; «когда есть ребенок, которому хорошо дома»; «все члены семьи скучают друг без друга и наслаждаются каждой минутой общения».
В труде «Родительская педагогика»  В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает, конечно, семья в целом, её общий дух, культура человеческих отношений. Но кто создаёт этот дух, эту культуру? Конечно же, отцы, так как без отцовской мудрости нет воспитывающей силы семьи». Родительская мудрость – это любовь, ответственность, требовательность.
Материнское и отцовское воспитание нельзя отделить друг от друга, как невозможно разделить само воспитание. Это целостный процесс. И всё же испокон веков мать, как естественная воспитательница, вносит в воспитание душевную мягкость, нежность; отец привносит в воспитание дух мужской твёрдости, принципиальности, чёткой организованности и спартанства: тем самым создаётся гармония в воспитании. Существуют же вечные понятия: мать – хранительница очага, а отец – защитник этого очага. Иначе можно сказать, что муж – это дом, надёжный и крепкий, а жена – всё, что внутри дома: уют, красота, мягкий психологический климат.

«В старое время считалось, что отцовская власть имеет небесное происхождение: так угодно богу, о почитании родителей существовала особая заповедь. В школах батюшки толковали об этом, рассказывали детям, как бог жестоко наказывал детей за неуважение к родителям» [Макаренко].

Исследуя понимание роли отца в семье детьми, мы предложили им сначала нарисовать образ идеального папы, а затем - реального.  По мнению детей, отец должен быть  «любящим (любить свою семью), без вредных привычек»; «должен наказывать справедливо, быть мудрым, добрым, заботливым, вежливым, храбрым». «Он должен зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью, ходить на родительские собрания, не показывать плохой пример детям, не выражаться грубыми словами, помогать маме, не должен быть тряпкой». «Папа должен за хорошие поступки хвалить, а за плохие наказывать».

Описывая своих реальных отцов, дети не скупились на положительные характеристики: «Умный, красивый, состоятельный, любящий, сильный»; «не кричит, дает советы»; «здоровый, понимающий, веселый»; «помогающий с уроками, дающий хороший пример детям»; «уделяет как можно больше внимания детям»; «ответственный, справедливый, искренний, строгий»; «спокойный, щедрый, мужественный, добрый»; «не пьющий, кормилец, решительный и гордый».

Сравнивая идеальный и реальный образы отцов, представленные детьми,  мы обратили внимание на то, что они не сильно отличаются друг от друга.  Представляя в сочинении портреты своих отцов, большинство младших школьников указывали лишь их положительные качества. Однако были дети, которые все же затронули проблемы, имеющиеся в семьях:  проблемы отцовского воспитания или его отсутствия. Представим  несколько фрагментов детских сочинений:
«Отец  должен быть:  хороший, добрый, умный, заботливый, чтобы не пил, чтобы он любил детей, чтобы помогал, работал, чтобы играл с нами, чтобы он всегда интересовался школой».
«Отец должен быть хороший, чтоб маму не бил, чтоб не пил и не убивал».
Нужно помнить, что дети в высказываниях выражали свои скрытые надежды и мечты.
«Я буду хорошим отцом. У меня будут дети и жена, мы будем жить вместе, не расходиться. Буду работать, зарабатывать много денег. Куплю дачу маме и своим братьям куплю машины. А сестре куплю дом, чтобы она жила счастливо. Вот так я буду жить».
«Я буду хорошим отцом. Буду учить, чтобы они не курили, не пили. Занимались спортом не уходили с уроков. Научу играть в теннис, чтобы играли как я. Не огрызались с папой и мамой. Умели защищать себя».
Папа - это энергия действия, познания, завоевания! Только мужская энергия способна научить познавать, стремиться к достижению чего-либо, преодолевать себя и свои возможности, а также жизненные препятствия на пути к цели. Сопротивляться, стоять на своем твердо, бес каприз и эмоций - это тоже очень важное умение, в жизни сто раз пригодится! И научить этому именно папина задача.

Мы только в начале  исследования. Есть вопросы, на которые нам важно найти ответы: Как воспитать сына? Как воспитать дочь? Должны ли они быть в отцовском воспитании  запреты на что либо? От чего отцы должны ограждать своих детей?  Как стать детям опорой в мире чувств?

Литература:

  1. Евдокимова, Е.С. Образ родителя и воспитателя в событийной картине дошкольного детства. // Образование и семья: проблемы диагностики. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2007 года, СПб. Под общ. Ред. И.А.Хоменко – СПб: Изд-во «Борей АРТ», 2007.- 217 с.
  2. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. - С. 208.
  3. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М., 1987.
  4. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания// Пед. соч. в 8 т. Т.4. — М, Педагогика, 1984.
  5. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  6. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Родительская педагогика.// Избранные сочинения в 3-х томах.- М., 1981.

 

Статья опубликована в Альманахе родительского университета "Образование родителей" Вып. 1, 2012