Н.Г.Зотова

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"

Внутренний мир – начало всех внешних конфликтов.  Но вряд ли уместно спорить о сути конфликта, лучше поговорить о природе бесконфликтного взаимодействия … в семье. Ведь именно семья - начало всех начал…
«В некоторых семьях – полное бездумье: просто живут рядом родители и дети и родители надеются на то, что все само собой получится…».  Эти слова А. С. Макаренко иллюстрируют и нашу сегодняшнюю жизнь. Можно обозначить несколько психологических барьеров воспитания в семье, которые существенно затрудняют доверительное общение между детьми и взрослыми.

 

  • Барьер дидактизма – родители по каждому поводу поучают, оценивают…
  • Барьер занятости – взрослые  чрезмерно заняты работой и домашними делами…
  • Барьер взрослости – не чувствуют переживаний ребенка, не понимают его потребностей…
  • Барьер старого стереотипа – не видят возрастной динамики развития личности ребенка…
  • Барьер воспитательных традиций – происходит механическое внедрение старых семейных традиций…

Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» писал, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни как хорошее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома; если набрать таких (добрых) воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только хорошее воспоминание, оставшись при нас, может послужить нам во спасение. Э. Фромм усиливает эту мысль, утверждая, что родители дают жизнь, но они же могут ее забрать или сделать невыносимой; родители способны на чудеса любви — и никто не может причинить такого вреда, как они [Фромм].
Интереснейшую интерпретацию механизма полноценного личностного развития ребенка дают В.И. Слободчиков и А. В. Шувалов…Длительный период дошкольного и школьного детства подлинным субъектом развития является со-бытийная общность ребенка и взрослого. Специалистам известно широкоупотребляемое, но обычно крайне расплывчатое определение «значимый взрослый». В логике рассуждений появляется необходимость наполнить его конкретным психологическим содержанием. Значимый взрослый — это родной и (или) близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник. В основу классификации понятия «значимый взрослый» положены две существенные характеристики конкретного взрослого человека, которые, на взгляд, авторов концепции наиболее полно характеризуют его статус в жизненном мире конкретного ребенка. Это показатели кровного родства — «родной — чужой» и духовной близости — «близкий — чуждый».   Критерием первой характеристики можно считать принадлежность к единой родовой ветви. Для ребенка это материнская и отцовская родовые ветви. Основа и главный критерий подлинной близости двух людей — устойчивая духовная связь. Эти отношения можно представить в виде следующей таблицы.
Таблица 1.
Классификация значимых взрослых

Духовная
связанность

Кровное родство

Родной

Чужой

Близкий

Родной и близкий

Чужой, но близкий

Чуждый

Родной, но чуждый

Чужой и чуждый


Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Мера кровного родства ребенка и взрослого изначально задана. Поэтому отношения в детско-взрослой общности эволюционируют по линии духовной близости. Авторы выделяют две наиболее общие тенденции: атрибутом первой являются взаимное понимание, принятие, доверие; вторая переживается как стойкое взаимное несогласие, разобщение и отчуждение. Именно духовная близость ребенка и взрослого гармонизирует децентрацию и индивидуализацию, обеспечивает нормальное развитие субъективности ребенка, а отчуждение искажает и блокирует его.  В.И. Слободчиков подчеркивает, что специфика духовной близости ребенка и взрослого (в отличие от витальной, эмоциональной, социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка. Максима такого отношения есть любовь взрослого к человеческому в человеке непосредственно в ребенке; устремленность взрослого навстречу становящемуся индивидуальному духу в непрерывном, напряженном поиске отношения, соразмерного детским возможностям. Эта любовь осуществляется через со-бытие в духовной практике воспитания ребенка. Значимый взрослый (в норме) — ответственный координатор со-бытия — использует собственную самость в качестве «инструмента» выстраивания и развития совместности с ребенком.
Встреча с «родителями» дарит ребенку непосредственную радость существования, переживание самоценности жизни, способность жить настоящим, а не только готовиться к будущему. Но позицию «родителя» не стоит замыкать на родовой связанности взрослого и ребенка. «Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, но узы уважения и радости к жизни друг друга», — написал Р. Бах. Существует разлитое родительское отношение человека к человеку, нацеленное на воплощение теплого чувства близости, сродства с людьми, миром, с самой жизнью как основой жизненной энергетики и стойкости.
Встреча с «мудрецом» дарует способность найти, создать, усмотреть в общечеловеческой (а потому ничьей, безличной) сокровищнице жизненных ценностей свое собственное сокровище, свет и богатство собственной души. «Мудрец» — это понимающий собеседник, твердо знающий, что каждый неповторим. Человеческая уникальность — лейтмотив его общения с людьми. Цель «мудреца» — открыть каждому (и не в общефилософском виде, а в ткани живой судьбы) основы самоутверждения, самоуважения, самопринятия.      
«Умелец» погружает ребенка в совместное действие и учит действовать. «Учитель» разрывает плотную ткань действия, высвобождая фазу чистого обучения, ориентировки в том, зачем, что и как надо делать. Он учит не действовать, а предварительно учиться действию. Встреча с «умельцем» формирует в ребенке такого же «умельца» — к концу этой встречи взрослый и ребенок сравниваются в своей умелости. Такое итоговое тождество не предполагается при встрече ребенка с «учителем». Результатами своих трудов «учитель» удовлетворяется в том случае, если его «ученик» будет способен учить себя (и только себя), но зато чему угодно (угодно «ученику»). Итак, «умелец» формирует «умельца», «учитель» — не коллегу, а «учащегося» (учащего себя).
Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой (В. И. Гарбузов, В. А. Гурьева, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.). Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми.
Таблица 2.
Классификация детских антропогенных синдромов

Особенности отношения взрослого

Антропогении

Несостоятельность субпозиции «родитель», дефицитарность процесса выращивания жизнеспособного человека

Безродность переживается как одинокость, атомизированность, разобщенность с человеческим сообществом («мауглизация»)

Несостоятельность субпозиции «учитель», дефицитарность процесса обучения всеобщим способам деятельности

Бесперспективность переживается как эффект выученной беспомощности, социальная зависимость, конформизм

Несостоятельность субпозиции «умелец», дефицитарность процесса формирования специальных способностей

Нереализованность переживается как практическая ограниченность, неумелость, некомпетентность

Несостоятельность субпозиции «мудрец», дефицитарность процесса воспитания всечеловеческого в человеке

Опустошенность переживается как обезличенность, экзистенциальный вакуум, нравственный скептицизм, моральная неустойчивость

Внутренняя оппозиция как гипертрофированная, извращенная форма отношения значимого взрослого к самобытности ребенка

Психическая травма, психогения

Внешняя оппозиция как гипертрофированная, извращенная форма отношения значимого взрослого к другим

Бытовой экстремизм, сектантство

Вряд ли надо еще раз подчеркивать значимость «значимых» взрослых в  их роли обеспечения душевного здоровья, комфорта и жизненной укорененности ребенка.
Рассмотрим и другие семейно-системные переплетения Берт Хеллингер.  Основатель теории системно-семейной терапии. Им разработаны эффективные методы по разрешению конфликтов между членами семьи. Его теория основана на постулате «Семья - это система». Существуют основные принципы семейной системы

  • Порядок – заданный принцип системы, на котором построена семья. Любовь-часть порядка.  Порядок предшествует любви
  • Любовь может развиваться только в рамках порядка…Но существуют порядки любви, когда жизнь и любовь в семье удаются вместе…

«Любовь собою наполняет то, что охвачено порядком.
Любовь-вода, порядок кувшин…».

Б. Хеллингер четко обозначает значимость иерархии в семье, а именно…

  • Момент появления человека в системе. Важна хронологическая последовательность вхождения различных индивидуумов в систему. Тот, кто был в системе раньше, имеет преимущество перед теми, кто пришел позже…
  • Отношения в паре имеют преимущество перед  отношениями между родителями и их детьми
  • Новая система имеет преимущество перед старой.

Б. Хеллингер описывает «порядки любви между мужчиной и женщиной»

  • «Ты - первый, а я – вторая…..» женщина следует за мужчиной…
  • Взаимность - «оба должны отдавать то, чем они обладают  и брать то, чего у них нет»/
  • Равновесие - «ты - мужчина, а я – женщина».
  • Взаимопонимание, постоянство – в противовес легкомыслию и произволу.

Удивительны  и мудры «порядки любви между родителями и детьми». Главный принцип этой любви: «Родители – дают. Дети – берут».
Для иллюстрации данного принципа воспользуемся волшебными строками стихов Берриеса фон Мюнхаузена  «Золотой мяч».

Отцовских я не отвергал даров,
Но не способен был на воздаянье;
Дитя дары ценить не в состоянии,
А к мужу муж по-взрослому суров.
Я любящего сердца не уйму
И сыну все заранее прощаю;
Ему теперь долги я возвращаю,
Хотя я должен вовсе не ему.
Все мужественнее сын день ото дня,
Уже мужские движут им влеченья;
Увидеть я готов без огорченья,
Как внук долги получит за меня.
В зал времени мы входим в свой черед;
Играя там, советов мы не просим.
Назад мяча мы ни за что не бросим:
Мяч золотой бросают лишь вперед….

Будто в продолжение этих стихов написаны эти строки: «Дорогая мама,  я принимаю все, что ты даешь мне…Все целиком, с чем это ни было связано, я принимаю все по полной цене, которую это стоило тебе и которую стоит мне. Я что-нибудь из этого создам тебе на радость. Это не должно было быть напрасно. Я крепко это держу и дорожу этим и если можно, я передам это дальше, так же как ты…»
Вряд ли необходимо комментировать эти слова…
И для дальнейших размышлений о природе семейного мира и счастья (А именно так хочется обозначить понятие «бесконфликтное взаимодействие в семье».), представим вашему вниманию притчу «С чего начинается семья»…
«Женщина вышла из своего дома и увидела на уличном дворике троих стариков с длинными белыми бородами. Она не узнала их. Она сказала:
- Наверное вы мне не знакомы, но вы должно быть голодны.
-  Пожалуйста, входите в дом и поешьте.
- А муж дома?-  спросили они.
- Нет, - ответила она. Его нет.
- Тогда мы не можем войти,-  ответили они.
Вечером, когда ее муж вернулся домой, она рассказала ему о случившемся.
- Иди и скажи им, что я дома и пригласи их в дом! - сказал муж.
Женщина вышла и пригласила стариков.
-Мы не можем пойти в дом вместе, - ответили они.
- Почему же? - удивилась она.
Один из стариков объяснил, указывая на одного из своих друзей: «Его зовут Богатство. А его - Удача, -  сказал он, указывая на другого друга. А меня зовут Любовь».   После чего старик  добавил: «Сейчас иди домой и поговори со своим мужем о том, кого из нас вы хотите видеть в своем доме».
Женщина пошла и рассказала мужу о том, что услышала. Ее муж был очень обрадован.
- Как хорошо! -  сказал он. Если уж надо сделать выбор, давай пригласим Богатство. Пусть войдет и наполнит наш дом богатством!
Его жена возразила:
- Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу?
Их дочь слушала все, сидя в углу. Она подбежала к ним со своим предложением:
- А почему бы нам лучше не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарит любовь!
- Давай-ка согласимся с нашей девочкой, - сказал муж жене. Иди и попроси Любовь стать нашим гостем.
Женщина вышла и спросила троих стариков: 
- Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем.
Старик по имени Любовь пошел в направлении дома. Другие  два
старика последовали за ним. Удивленная, женщина  спросила Богатство и Удачу:
- Я же пригласила только Любовь, почему и вы идете?
Старики ответили:
- Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие два из нас остались бы на улице, но так как вы пригласили Любовь, куда она идет, мы всегда идем за нею. Там,  где есть Любовь, всегда есть и Богатство,  и Удача!»

 

Статья опубликована в Альманахе родительского университета "Образование родителей" Вып.1, 2012