С.В.Белова

доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", директор Научно-исследовательского центра гуманитарных технологий

«Я люблю детей» - такой аргумент обычно называют педагоги, когда их спрашивают о причинах интереса к педагогической профессии. На любовь к ребенку как аргументированный довод указывают и родители, когда объясняют ему (или самим себе) то или иное действие, часто насильственного характера, предпринятое относительно него «в целях воспитания». Известный педагог Ш.А. Амонашвили полагает, что есть «любовь задерживающая» и «любовь устремляющая». «По существу, первая любовь земная, вторая – небесная. Но какое множество созиданий разрушено первой, такое же множество окрылено второй. Первая знает все ограничения пространства и сознания, но вторая не нуждается в мерах земных. Она не затруднена расстояниями и рассуждениями о смерти. Она зажигает сердце для радости высшей и тем нерушима» [Амонашвили ,1998 с. 68].


Многочисленные факты жестокого обращения с детьми, искажений в их воспитании, негативных последствий воздействия на них взрослых свидетельствуют о том, что человечество еще не научилось любить. Пока еще нельзя сказать, что Любовь как Закон, прописанный во всех религиях, стала регулятивом жизни людей. Многие социальные конфликты проистекают из проблемы, которую мать Тереза назвала проблемой голода: весь мир страдает от него, но это не голод желудка, а голод сердца, когда человеку не хватает любви. Детско-родительские (детско-взрослые) отношения, которые должны иметь форму любящего человеческого со-бытия, все чаще и чаще (как свидетельствуют информационные сводки) сводятся к бесконечным разборкам, конфликтам и трагедиям.
В психологическом словаре любовь определяется как: 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.); 2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями, выражается  в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости (с. 334). Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, разворачивающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.
Во многих религиозных учениях, в частности, в христианстве любовь основывается на вере. Коренной смысл любви, как пишет В. Соловьев, состоит в признании за другим существом безусловного значения. Признать безусловное значение за другим и верить в него можно, только «утверждая его в Боге, следовательно, веря в самого Бога и в себя как имеющего в Боге средоточие и корень своего бытия» [Соловьев, 1995, с. 48].
О любви как главном факторе воспитательного процесса писали Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. И значение этого фактора трудно переоценить. «Любовь и пример» - вот формула подлинного воспитания, о которой часто напоминал основатель этнопедагогики Г.Н. Волков. Идею любви как непременного условия воспитания связывают с идеями свободы, сотрудничества и поддержки (Ю.П. Азаров, О.С. Газман). Ее рассматривают в контексте православной педагогики (И.А. Ильин, В. Соловьев, св. Е. Шестун и др.), гуманистического подхода в образовании (Ш.А. Амонашвили, С. Френе, Э. Фромм и др.).
Надо признать, что на уровне обыденного сознания любовь к ребенку нередко понимается как добрые (а иногда «добренькие») отношения, как восхваление, как желание «быть вместе». Иногда это принимает искаженные формы, когда есть четкие границы «своего» и «чужого». И в таком случае толерантность, о которой сегодня много говорят, отражает поверхностный, ритуально-социальный слой взаимоотношений между людьми.
В настоящее время, когда требуется переосмысление многих понятий и «исправление названий», необходимо более пристальное внимание к ценностным основам любых систем, в частности, системы семейного и школьного воспитания. Главной такой ценностью была и остается любовь. В эпоху суррогатного материнства, геномодифицированных продуктов, детских конкурсов красоты, глянцевой морали и гламурных отношений очень легко подменить одни понятия другими. И нужны сознательные усилия, напряженное мышление, чтобы отличить настоящее от поддельного.
Есть любовь как основа всей нашей жизни, как непосредственное чувство и есть, говоря словами М.К. Мамардашвили, «идеология любви». И здесь речь идет о проблеме мышления: «это как нам смочь помыслить то, что мы мыслим». Изучением своего мышления, того, «как нам смочь помыслить», мы занимаемся в рамках экспериментально-проектной деятельности, инициированной Научно-исследовательским центром гуманитарных образовательных технологий Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Есть ряд проектов, которые ведутся под нашим научным руководством и в рамках которых мы исследуем возможности расширения самосознания педагогов и родителей: «Повышение профессионального мастерства и гуманитарной культуры педагогов» (школы Новониколаевского района), «Школа Человека 21 века» (МОУ СОШ № 4 г. Урюпинска). Вот некоторые из тем, обсуждаемых нами в процессе сотрудничества: «Энергия Жизни и жизненные силы человека», «Проект Счастливой Жизни», «Человек 21 века: искусство Лидерства», «Мужчина и Женщина: от противостояния к гармонии», «Счастливая Женщина – мудрая Мать – здоровый Ребенок», «Школа взрослеющего Материнства и Отцовства», «Философия, психология и искусство Любви».
Как показали исследования, именно в процессе познания себя, изучения своей субъективной реальности, накопления опыта осознания собственных внутренних структур педагоги и родители становятся более внимательными к детям и терпимыми к ним, снижается агрессивность, общение становится более одухотворенным. Здесь прослеживается четкая зависимость отношений к другому от отношений к себе. Поистине: «возлюби ближнего, как самого себя».
«Любить» тесно связано с «мыслить». Имеются в виду не интеллектуальные упражнения, а особая способность личности: «мыслить что-либо есть его способность полностью присутствовать во всех точках множественного и неделимого существования истины» (М.К. Мамардашвили). Такой опыт видения «множественного» мы формируем у педагогов и родителей в системе семинарско - тренинговой работы, в основе которой лежит так называемый метод Текст-Диалогической Деятельности (С.В. Белова), разработанный на базе идей гуманитарно-антропологического подхода (М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий). Этот метод (ТДТ) предполагает создание и анализ продуктов деятельности, рассматриваемых как авторско-адресное сообщение (текст).
Слово, выступление, продукты творчества и сама жизнь рассматриваются как авторское произведение искусства. Взрослые учатся видеть ситуации своего общения с ребенком через характеристики текстуальности и диалогичности. Здесь в центре внимания вопросы: Кто сейчас говорит (действует) в моем лице? К кому я обращаюсь? Каковы смыслы моего высказывания? Каков язык выражения моих смыслов? «Кто» - это не просто конкретная личность, а образ, структура, которая является субъектом и управляет (порой или чаще всего бессознательно) чувствами, реакциями и действиями. Нужен опыт рефлексии, видения ее «со стороны». Осознавая себя в качестве авторов собственных текстов, обращенных к определенным адресатам, участники семинаров и тренингов учатся обозревать широкий контекст своих отношений с детьми, понимать всю палитру человеческих чувств и искать способы проявления любви по отношению к себе и другому.
Опыт познания собственных внутренних структур – важный компонент содержания образования взрослых, связанных с деятельностью воспитания и являющихся «педагогическим инструментом» в своих руках. Как когда-то насущно было обучать людей элементарной грамотности, тогда как сегодня настало время осваивать психологическую грамотность и азы знаний, касающихся «устройства» человека как энерго-информационной системы. Люди уже не справляются с потоками информации, которые обрушиваются на них. Они приобретают все большую зависимость от созданных своими руками машин и систем. И в такой ситуации необходимо обратить свой взор не во вне, а внутрь себя, открыть свои способности Быть, Чувствовать, Любить. Не только цивилизация, социальные системы, но и сам человек должен развиваться.
Вот что пишет автор книг о духовном развитии личности, руководитель Ассоциации Гималайской йоги Сати Мата: «Итак, мы вступили в новое тысячелетие. Эре Рыб, которой свойственны были загадки и ритуалы, сострадание и мудрость, интеллектуальное бессилие и жертвоприношение, пришла на смену Эра Водолея. И если в Эпоху Рыб миром правили те, кто владел информацией, то в Эпоху Водолея силы будут на стороне тех, кто владеет энергией». Эмоции человека, мысли, чувства, слова, действия – все это формы проявления энергии, которая может быть как созидающей, так и разрушающей. Основные силы пришедшей «энергетической» эпохи связаны с: полным осознанием своей индивидуальности, своего места в мире и собственной миссии; очищением ума от чужеродных неконструктивных концепций и расширением сознания; благими намерениями и позитивными действиями на благо всех живых существ. Это означает, что в системе воспитания важно не бездумное внедрение тех или иных методов и технологий, а умение осуществлять «благие намерения и позитивные действия» в рамках «Технологии Любви». Владение такой «технологией» возможно в том случае, если человек (педагог, родитель) принимает ценность самого себя как живого существа, понимает свои сложные внутренние процессы, осознает свою связь с другими живыми существами и учится управлять своим человекосообразным развитием.
Итак, мы говорим: любовь – это энергия, и, как всякая энергия, она имеет свои законы рождения, сохранения, перехода в другие формы. Она требует уважительного, бережного отношения. Когда мы говорим об энергии солнца, электроэнергии в наших домах, то подразумеваем две важных характеристики: свет (излучение) и тепло. Понимать, насколько я способен любить или нахожусь ли я сейчас, беседуя с человеком, в любящем отношении к нему, помогает осознание именно этих показателей в моем теле, в моей физиологической структуре. Каждому из нас знакомы ситуации, когда кто-то смотрит на нас «стеклянными», «тусклыми» или «колючими» глазами, рядом с которым нам «холодно». Питаем ли мы наших детей светом? Тепло ли им рядом с нами? Это вопросы не только для лирических размышлений.
Более глубокое понимание чувства любви мы сможем получить, если обратимся к исследованиям в области онтопсихологии (А. Менегетти). Согласно онтопсихологии, человек реализуется, когда его действие совпадает с собственным Ин-се. Онто Ин-се – онтический экзистенциальный принцип (начало) в человеке, базовый проект природы, вот-бытие психического акта, элементарная форма единства действия человека, динамический принцип, организующий все возможные динамики бессознательного и организмического. Здесь опять-таки об энергии, скрытой в нас и действующей по своим законам. Возможно, пишет А.Менегетти, религия, друг, любимый человек простят нас, но природа – точная наука о человеке – не простит никогда, потому что не предусматривает ошибки (5, с. 89).
Нарушение, сбой внутренней системы человека приводит к тем ужасающим фактам насилия и нелогичного поведения, которыми так «богата» наша жизнь. Следует изучать законы устройства и функционирования системы под названием «Человек». Природа – математически точная организация. И значит, как это ни странно звучит, любовь есть тоже, в определенном смысле, «математика». Нельзя научить любить, говоря о любви. Невозможно «по заказу» начать испытывать любовь. Но можно, понимая природу, уважая ее и зная, как с ней обращаться, подвести себя к той точке, с которой начинается восхождение к высоким чувствам.
Учить любить – сложнейшая задача. Этому не научишь, подобно иностранному языку или решению задач. Любовь приходит в атмосфере любви, в процессе совместного взращивания этого чувства. И приходит она «изнутри». В нашем примере работы с педагогами и родителями, о котором было сказано, мы акцентируем внимание на Встрече личности с самой собой. Заинтересованность  собой как частью Божественной Сущности, естественно, отличается от нарциссического самолюбования. Здесь ничего общего. Заинтересовать «проектом» собственной жизни, который выступает в качестве вклада в других людей, - вот в чем мы видим свою задачу в работе с педагогами и родителями.
«Каждый человек существует, чтобы помогать жизни, и становится великим, если способствует ее обновлению», - говорит А. Менегетти. Жизнь подсказывает: нужно в субъективной реальности учитывать последовательность разворачивающихся процессов, как учитываем мы ее в объективном мире. Это, своего рода, программы, встроенные в нас от рождения. С позиции спиральной динамики, объясняющей развитие человеческих систем (К. Грейвз, Д. Бек, К. Кован), выделяются следующие программы внутренних структур нашего сознания: 1) Выживание («Я есть», «Я живой»); 2) Отношения («Я есть у тебя - Ты есть у меня»); 3) Эго-Действие («Я могу»); 4) Идеи. Принадлежность к Системе («Я верю»); 5) Творчество («Я созидаю»); 6) Сообщество единомышленников («Я в команде»); 7) Просветление («Я есть Любовь»). Из этой схемы видно, что подлинно высокая Любовь присуща человеку на определенном уровне сознания. Это Любовь, о которой сказано в Библии, что она всепонимающая, всепрощающая и не требующая своего. Но на каждом из уровней нашей организации мы можем ощущать проявления любви как отдельные аспекты Целого: любовь - к себе как живому существу, к другим живым существам, к делу, к системе социальных и культурных ценностей, к творчеству, Земле, Духовности.
Мы делаем вывод о том, что воспитание детей начинается с воспитания родителей и педагогов. Точно так же и любовь к детям у взрослых начинается с любви к себе. Формирование позиции Любящего Взрослого не должно сводиться к изучению методик, каких-либо дисциплин и механических практик. Сам человек, его собственное развитие и жизнь есть интереснейшее «методическое пособие». Надо только помочь эффективно работать с ним. Нельзя не согласиться с А. Менегетти, который говорит: «Человек, безраздельно любящий себя, неизбежно любит и всех остальных и, кроме того, находится в гармонии со всем миром, так как все разнообразие вещей он находит в себе».

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.
  2. Белова С.В. Педагогика диалога: Теория практика построения гуманитарного образования. – М.: АПКиПРО, 2006.
  3. Белова С.В. Диалог Любви. – Элиста: Изд. Карм. ун-та, 2010.
  4. Мамардашвили М.К. Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002.
  5. Менегетти А. Психосоматика. – М.: БФ «Онтопсихология», 2009.
  6. Сати Мата Джи (Елена Тарасова). Вселенная внутри нас: беседы о самом себе. – Киев, 2012.
  7. Словарь психолога-практика. – Мн.: Харвест, 2005.
  8. Соловьев В. Смысл любви. – М.: Путь, 1995.

Статья опубликована в Альманахе родительского университета "Образование родителей" Вып.1, 2012