Т.В.Волчанская

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной психологии

Волгоградского филиала Московского гуманитарно-экономического института

 

 

Нет ничего прекраснее на свете,
Чем женщина с ребенком на руках…    Т.Г.Шевченко

Размышляю над этими словами в день рождения моего младшего сына… Что есть материнская любовь? Какая она? В чем проявляется? Чем является для ребенка? Чем измеряется?
Материнство!.. Великий дар природы! Величайшая награда женщине за ее вечную устремленность в будущее, за ее генетическую способность жертвовать собой, за ее неистребимое желание любить и быть любимой.
Чувство материнства… Оно зарождается еще в душе маленькой девочки, которая готова уже сегодня, сейчас о ком-то заботиться, опекать, ухаживать, кормить, поучать, наставлять. И ничего, что в руках у нее пока еще только кукла, но это не предмет, а некое существо, которое имеет имя, называется нежно «дочей» или «сынком», которое любимо, необходимо, без которого немыслима жизнь ребенка.

 


Разумеется, ребенок копирует то, что видит вокруг себя, в том числе и наше отношение к детям. И если это отношение наполнено любовью, готовностью жить ради них, что и означает – жить ради будущего (герой т/с “Next” говорит: «Если у человека есть сын – то он бессмертен»)  – оно становится стержнем личности девочки, девушки, женщины.
Каковы же психологические аспекты материнства?
В психологических исследованиях существует много направлений, описывающих функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и др. С целью прогноза стиля отношения матери к ребенку и особенностей материнско-детского взаимодействия в постнатальном периоде  при помощи ряда методов  выявляется наличие регулирующего стиля материнского отношения, способность к индивидуализации (субъективизации) ребенка, и отзывчивость к стимуляции от ребенка, личностное принятие, уровень «материнской компетентности» [3].
В культурно-историческом подходе  роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода принята в качестве основополагающей. Поведение матери рассматривается в качестве источника развития ребенка как субъекта познавательной активности, общения и самосознания. Для самой матери выполнение ее материнских функций достигается за счет наличия у нее соответствующих потребностей.
Базовой потребностью для материнской сферы является потребность в контакте с объектом, являющимся носителем гештальта младенчества. Эта потребность, разумеется, не единственная, но может рассматриваться как системообразующая для материнской сферы. Исследования Г.Г.Филипповой [4] позволили выделить в гештальте младенчества три группы качеств: физические (внешний вид, запах, звуки и т.п.), поведенческие (инфантильный стиль движений) и инфантильную результативность (результаты жизнедеятельности, результаты двигательной активности и продукты деятельности). Все три компонента гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуют различной реакции и различных ресурсных затрат матери.
Наиболее важным в развитии ребенка является возрастной период до трех лет. В этот период происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции матери на некоторые ключевые стимулы первого компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с ребенком).
В следующем, игровом периоде происходит развитие ребенка в процессе ролевой игры с куклами, в семью, в «дочки-матери». Специфические переживания и субъективные состояния соотносятся с условиями и способами их получения. С 5-6 лет до полового созревания в играх и в процессе наблюдения за взаимодействием взрослого с младенцем формируется восприятие и рефлексия материнских функций.
Наблюдения за взаимодействием матери с младенцем, исследование совместной деятельности с ребенком раннего и дошкольного возрастов и другие данные, полученные в ходе экспериментальной и практической работы [4], позволили выделить три компонента эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком: 1) эмоциональная реакция матери на выражение ребенком отрицательных эмоций, отражающих его дискомфортное состояние; 2) эмоциональное поведение матери при устранении отрицательного эмоционального состояния ребенка; 3) реакция на выражение ребенком положительных эмоций.   
Каждый из выше описанных компонентов сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком может быть выражен по-разному. Г.Г.Филипповой описаны четыре основных  типа реагирования матери: 1) адекватная реакция матери: на отрицательную эмоцию ребенка возникает чувство тревоги и жалости, которое быстро переходит в фазу «делового сосредоточения и уверенности»; 2) при отрицательных эмоциях  ребенка у матери возникает чувство тревоги, страха, растерянности, паники; 3) игнорирование эмоций ребенка; 4) осуждение эмоций ребенка.
Очевидно, что первые два типа реагирования матери на эмоции ребенка свидетельствуют о безусловном принятии ребенка как субъекта взаимодействия, о стремлении создать ребенку комфортные условия жизнедеятельности (порой в ущерб собственному спокойствию и здоровью).
Приведенные типы эмоционального реагирования матери могут сочетаться в разных соотношениях, давая в результате индивидуальный стиль эмоционального сопровождения, присущий матери.
Именно этот процесс рассматривается как «субстрат» развития базовых личностных образований у ребенка в основных теоретических подходах в зарубежной и отечественной психологии (Э.Эриксон,  Д.В.Винникотт, М.И.Лисина, О.В.Баженова и др.).
Процесс формирования «базовых личностных образований у ребенка» блистательно просматривается в биографиях гениальных людей человечества, и роль матери в жизни каждого из них переоценить невозможно.   
В содержании материнской сферы исследователи [4] выделяют три блока: потребностно-эмоциональный, операциональный и ценностно-смысловой. Первый содержит потребность в контакте с ребенком как объектом – носителем гештальта младенчества, потребность  в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве. Второй блок складывается из двух частей – операций по уходу и охране жизни и здоровья ребенка и операциональный состав общении с ним. Эти операции также имеют эмоциональную окраску, придающую самим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности. Третий блок включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом. Это ведет к формированию основной ценности «быть матерью».
Следуя за выводами исследователей психологических аспектов материнства, отметим, что одной из основных особенностей материнской сферы у человека является не фиксированная эволюционно, а прижизненно формирующаяся конкретно-культурная модель материнства, ориентированная на развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности ребенка. 
Есть книги, с которыми не хочется расставаться, они не отпускают, возникает потребность читать их вновь и вновь. К таким источникам мысли и чувств смело можно отнести опыт энциклопедии «Гениальные матери в истории человечества» [2]. В ней мы находим ответы на все вопросы – что есть любовь, какая она, чем измеряется?
Гениальных матерей объединяет удивительная интуиция, благородное честолюбие, бездонная любовь, восхищение и вера в своих замечательных детей, умение дать им соответствующее образование. Великие люди походят на своих матерей.
«Воспитывая мать, мы воспитываем её дитя, и, возвышая ее душу, тем самым возвышаем душу ребенка.
Я утверждаю без колебания, что будущность ребенка вполне зависти от матери» (Наполеон).
«Сердце матери – неиссякаемый источник мудрости» (Беранже).
«Мать наделена особым чутьем (интуицией). В ней живет могучая и неосознанная воля к созиданию, и эта воля ведет ее» (В.Гюго).
«… Ее поучения оказывали постоянное спасительное воздействие на мою жизнь» (И.Кант).
«Поразительно, что у большинства гениальных людей были замечательные матери…» (Томас Бокль).
«Любовь матери – это активная сила духа» (Эрик Фромм)
«Моя мать, своим искренним, веселым и живым характером, развила во мне вкус писать и чувство удовольствия создавать поэтические образы» (В.Гете)
«Мать мысленно связала со мной всякие великие, высокого полета затеи, и все воспитательные планы стремились к этой цели…» (Г.Гейне).
Мать сыграла огромную роль в формировании Фредерика Шопена как музыканта и композитора.
От матери унаследовал таланты норвежский композитор и пианист Эдвард Григ.
«О мать моя, подвигнут я тобою» (А.Блок).
Н.В.Гоголь испытывал к своей «дражайшей маменьке» любовь и привязанность всю жизнь.
«Ведь любовь к своим матерям – одна из характернейших и симпатичнейших черт всех сверхчеловеков» (С.Эйзенштейн).
«Ничто не звучит так сладостно, как слово «мама» (Ш.Алейхем).
***
Наша великая Родина не впервые в ее истории переживает непростые времена. Среди тех дел, которые предстоит свершить нашим гражданам для ее развития и процветания, есть одно наиважнейшее – восстановить в сознании каждого мужчины, каждой женщины и государства в целом  завещанный нам нашими предками КУЛЬТ МАТЕРИ.
«Будущее человеческого рода лежит в руке русской женщины», сказал Ф.Достоевский.
Кропотливую, неустанную работу ведет в этом направлении Православная Церковь, стремящаяся укрепить семью, совершая обряд Венчания, направить родителей на духовно-нравственное воспитание детей, принимает в лоно церкви детей, совершая таинство Крещения, учит нас Любви и Милосердию, Терпению и бескорыстному Служению своей семье и детям, Смирению и Покаянию. А о том, что есть Любовь исчерпывающе сказал Апостол Павел. Эти мудрейшие слова пронизывают истинную материнскую Любовь к детям. Сильна материнская молитва… А крестная мать ответственна прежде всего за духовно-нравственное возрастание личности ребенка…
Если мать еще живая,
Счастлив ты, что на земле
Есть кому, переживая,
Помолиться о тебе… (из песни о матери).
Размышляя над высказыванием «Любовь матери – творящее начало духовно-нравственного воспитания ребенка», ловлю себя на мысли, что мне посчастливилось прожить не одну долгую жизнь, а десять жизней, ибо каждый день с каждым из трех моих детей, шести внуков и правнучки  прожит вместе почти поминутно. И если мои дети – дочь и сыновья состоялись как личности, если мои внуки и правнуки будут следовать их примеру - в этом и есть величайшая радость материнства.

 

Литература:

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., Межд. пед. акад., 1995.
  2. Гениальные матери в истории человечества. Опыт энциклопедии. Авторы и составители Н.Светличная, С.Светличный. СПб., АЛЕТЕЙЯ. 2006
  3. Сорокина А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1987
  4. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М., Изд-во Института Психиатрии, 2002.
  5. Шестун Е. Православная педагогика. Самара, 1998.

 

Статья опубликована в Альманахе родительского университета "Образование родителей" Вып. 1, 2012.