Е.С.Евдокимова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, заведующая НИЛ проблем образования родителей ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"

«Если бы вам представилась возможность поблагодарить кого-либо  за  способность любить мир, кому была бы обращена ваша благодарность», – спросили мы у разных по возрасту людей и получили важные для нас ответы.  К нашей радости, за развитие этой способности большинство опрошенных детей и взрослых  благодарны своим родителям и прародителям. 
«Родители» - удивительное слово, полное глубинного смысла, указывающее на особые кровные и духовные связи и отношения, которые  характеризуют  взаимодействие матери, отца и детей.

 

Распространённым является мнение, что родителем человек становится с момента появления у него детей. Однако рождение ребенка лишь первая ступень в  осуществлении  человеком себя как родителя. Миссия родителя шире. Она состоит в становлении и развитии в ребенке Человека. Очень многие родители сегодня забывают об этом. Иначе, не было бы такого страшного количества детей-бомжей, детей беспризорных, детей брошенных, детей правонарушителей, как сейчас; не было бы такого ужасающего количества детских суицидов, агрессии взрослых против детей; не было бы столько наркоманов, курящих, алкоголиков среди детей и молодёжи. 
«Общество и средства массовой информации беспощадно загрязняют речь детей сквернословием, ругательством, грубостью, хамством, раздражительностью, неуважением. Содрогается сердце от бескультурья, от не знающей границ детской жестокости, цинизма, надругательства над святынями своего народа» [Манифест гуманной педагогики, 2011].
Можно ли взрослых, допускающих такое положение в мире детства, назвать родителями и достойными гражданами?  И что есть достойное поведение?  Какой смысл вложен в слово «достоинство»?
В толковых словарях, составленных известными отечественными языковедами,  читаем: «Достоинство - необходимые моральные качества, моральная ценность человека» (Д.Н.Ушаков); «Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе» (С.И.Ожегов). Синонимами достоинства выступают - вес, важность, значение, качество, сила, авторитет, компетентность, престиж, величие, величавость, высота, благородство, заслуга, ценность, (нарицательная) стоимость, добротность. 
По мнению выдающихся отечественных и  зарубежных просветителей: Д. Дидро, М. Монтеня, Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, Н.Г. Чернышевского, достоинство человеку придает образование. 
Исходя из этой точки зрения, если человек себя ведет недостойно, то он недостаточно образован или образование плохо поставлено и требуется его обновление. Если родитель недостойно ведет себя по отношению к детям, значит, он не образован как воспитатель своих детей или родительское образование плохо поставлено или отсутствует?!
Так ли это? Чтобы согласиться  или  опровергнуть мнение  ученых, обратим свой взор в прошлое, затем в настоящее и недалекое будущее семьи, родительства, детства в России!
В недавнем российском прошлом важнейшей исторической фигурой, заботящейся об образовании родителей, была Церковь. Она имела непосредственный надзор за родителями и детьми, наблюдала за точным исполнением ими взаимных обязанностей и отношений в духе учения Христова, и употребляла деятельные меры для побуждения их к исполнению сих обязанностей, предавая нерадивых клятве. Так, например, Церковь предавала клятве тех родителей, «которые под предлогом отшельничества, оставляли своих детей, не питали их и не приводили, по возможности, к подобающему благочестию»; предавала клятве и детей, которые под предлогом благочестия, оставляли своих родителей и не давали им подобающей чести» [2].
Через Церковь шел процесс распространения идей христианского воспитания, изложенных в трудах св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, блаженного Августина и других.  Отцы Церкви поставляли отцам семейства в обязанность «говорить и делать только то, через что мог бы назидаться в благочестии весь дом их, а матерям, - охраняя дом, преимущественно смотреть, как семейство делает то, что принадлежит к небу» (Свт. Иоанн Златоуст. На 24. Матф. Бесед. LXXIX, р.924).
Мать, носившая в своем сердце христианскую жизнь, считалась истинной образовательницей детей, в христианском значении этого слова.
Благодаря  многовековой  образовательной деятельности Церкви  целью воспитания во многих семьях стало внушение детям основ христианской веры и благочестия. Послушание, пост, уединение, усердная молитва, братолюбие, терпеливое перенесение невзгод надолго вошли в содержание семейного воспитания  [4]. 
Затем заботу об образовании родителей взяло на себя государство, хотя нередко данное образование начиналось и заканчивалось критикой семейного, родительского воспитания.  П.Ф. Каптерев, русский педагог-историк пишет: «До Петра русская семья жила замкнуто, обособленно от всего остального мира. Каждая семья жила своими семейными интересами, стараясь, чтобы посторонний глаз не проникал в семейную жизнь. Семья была своего рода монастырем или крепостью, обнесенной стеною, и за эту стену не принадлежащий к семье допускался с осторожностью.
С Петра  государство внедряется в семейную жизнь и начинает на нее давить, изменять ее строй сообразно государственным интересам. Появляется законодательство о семье и о семейных отношениях… Государство признавало семью слишком неудовлетворительным органом воспитания, не достигающим серьезных педагогических целей» [3]. 
Мысль о том, что государство лучше справляется с воспитанием своих будущих граждан, нежели их родители, неоднократно высказывалась в социально-политических трактатах, в том числе и в самом радикальном варианте, когда предлагалось отнимать детей у всех без исключения родителей, чтобы затем помещать их в закрытые учебные заведения (свидетельства тому можно найти и в XVIII- XIX вв. и в начале XX века). Бесспорно, такие радикальные мысли не возникали на пустом месте. Были тому причины.  Так, например, социокультурные перемены, вызвавшие острейшие экономические и социальные проблемы на рубеже XIX-XX, привели к огромной смертности, участившимся попыткам уклониться от рождения детей или отказ от детей, уже рожденных, «падению семейных нравов», женскому эмансипационному движению в городах и «бабий бунт» в деревне, непокорности взрослых детей и ослаблению родительской власти [1]. 
Обесценивание вековых заповедей семейной жизни, усиливающийся ее разлад: все это не могло не вызывать тревогу у образованных людей того времени - Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и других. 
Кризис, переживаемый семьей на рубеже XIX-XX вв., стимулировал  развитие идеи просвещения родителей, которая получила свое развитие, в том числе благодаря развитию анатомии и физиологии, психологии, педагогики. Именно благодаря интенсивно развивающейся науке и общественному движению в защиту семьи и детства многие проблемы в XX веке удалось решить; о ребенке и его родителях стали думать и относиться к ним иначе. Примером тому выступают  труды  К.Н.Вентцеля, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Л.Соловейчика, Ш.А.Амонашвили и других общественных деятелей и ученых.
Однако после времени стабильного, поступательного развития семьи и детства, в XXI в. вновь настали иные времена, характеризующиеся обострившимися отношениями между материальным и духовным миром. Как известно, материальное часто толкает родителей на преступление в отношении детства, которое начинается с утраты любви к своему сыну и дочери.  Поскольку это проблема не только России, а всего мира, в обществе идет поиск ответа на вопрос: как снять противоречие между материальным и духовным? Снова, как и в прошлые века,  ученые и общественные деятели ищут в образовании тот источник, который возвратит родительству достоинство!
«Перед лицом многочисленных проблем, которые ставит перед нами будущее, образование является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, свободы и социальной справедливости, - заявил президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования Ж.Делор. 
… Образование - это любовь к детям, к молодежи, которых мы должны интегрировать в наше общество, найти для них достойное место в рамках системы образования, а также семьи, общины и всей нации. Необходимо постоянно напоминать об этом первейшем нашем долге при выборе различных направлений в области политики, экономики и финансов. 
Нет более благородной задачи, стоящей перед образованием, чем пробудить у каждого …. подъем духа и мысли до осознания универсальности мира, с тем, чтобы человек в некоторой степени превзошел самого себя. Поскольку речь идет о выживании человечества.
Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять самого себя и окружающую его среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе» [6].
Чтобы обновленное образование родителей  придало достоинство человеку в нашем стремительном, грохочущем  веке  важно:
-    расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности; 
-   взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво; 
пристраститься к источникам педагогической мудрости;
- постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения; 
-  взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру; 
-   и, конечно же, избавляться от дурных привычек и склонностей, если замечаем в себе такое [5].
Такова профессионально-личностная позиция руководителя  Международного центра гуманной педагогики  Ш.А.Амонашвили и его единомышленников.
Поддержку в саморазвитии могут и должны оказать образовательные учреждения: детские сады, школы, вузы и учреждения культуры: музеи, библиотеки - хранители культурного наследия человечества.  Разделяя точку зрения  Ж.Делора, утверждающего, что  вузы сегодня «вновь обретают свою изначальную интеллектуальную и социальную миссию в рамках общества», мы считаем, что Волгоградский государственный социально-педагогический университет, как и другие вузы Поволжья  могут стать уникальным местом культуры и открытого образования родителей.
Чтобы воплотить эту идею, ученые и практики, педагоги и родители должны объединить свои силы в решении следующих вопросов:
Что есть Духовная жизнь? Какими светлыми и творящими образами обогащать нам духовный мир каждого Ребенка, как в каждом воспитывать духовную личность, умение жить в духовном мире и выносить во внешний мир дары своего духа? Как самому жить многогранной духовной жизнью и быть образцом одухотворенной деятельности?
Что есть Благородство и Великодушие?  Как нам их взращивать в                  
каждом Ребенке, на каких примерах и содержательном материале? Как самим быть Благородными и Великодушными в нашем постоянном общении с детьми, с каждым Ребенком?
Что есть и нужна ли ответственность за свои мысли и слова? Как воспитывать это в себе и в ребенке? Как нам беречь чистоту своих мыслей? Почему нужно знать Закон причин и следствий и Закон Любви? Как помочь детям осознать непреложность этого закона? Как приучить каждого Ребенка быть предупредительным в своих «посевах» причин в настоящем и уметь анализировать и делать выводы из возникших в его жизни разных следствий? Как мы сами придерживаемся закона причин и следствий?  Как нести любовь детям и каждому отдельному Ребенку, чтобы они принимали ее и поддавались ее воспитательному влиянию? Как взращивать в них взаимную любовь к нам? Как воспитывать любовь к ближнему и ко всему сущему? Как утончать свое искусство любить детей и каждого Ребенка? Почему нужно жить по закону духовной общности?  Как взращивать эту общность с  Ребенком? Как ее беречь? Как ею пользоваться? Какими должны быть смысл, содержание, особенности нашего общения с детьми и отдельным Ребенком? 
Зачем  нужно самосовершенствоваться?  Как этим заниматься? Как и в чем совершенствоваться? Как сделать, чтобы наше слово соответствовало делу? Как расширять свое сознание? Кто нам в этом будет оказывать помощь? Как вести детей по пути самосовершенствования?
Обособленными являются вопросы: как облагораживать знания, как нам учить их «языком сердца», в каких формах красоты преподносить их детям, в каких духовно-нравственных диалогах сеять их в душах детей [5].

Литература:

  1. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи //«Экология и жизнь» №7, 2008.
  2. Как правильно воспитать православного ребенка. М.; Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская Епархия, 2004.-128 с. - С.58-59
  3. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Изд. 2. Петроград. 1915.- 746 с. - С.228 -229.
  4. Крылова Н.Б., Александрова Е.А.  Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2001. - 448 с.
  5. Манифест гуманной педагогики. 17 июля, 2011.
  6. Образование: открытое сокровище. Основные положения доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. Издательство ЮНЕСКО, 1996. – 31 с.

 

Статья опубликована в Альманахе родительского университета "Образование родителей" Вып. 1, 2012.