Создание и реализация сетевой модели интерактивного образования родителей

в регионе Поволжья (наименование проекта)


Научный руководитель проекта: Евдокимова Елена Сергеевна, заведующая НИЛ проблем образования родителей ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», к.п.н., доцент кафедры педагогики

1. СВЕДЕНИЯ О РУКОВОДИТЕЛЕ ПРОЕКТА

Евдокимова Елена Сергеевна – заведующая НИЛ проблем образования родителей, руководитель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной педагогики», кандидат педагогических наук, доцент. Стаж научно-педагогической работы в Вузе – 22 года. Издано свыше 70 работ. Среди них: Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника (Москва, 2005); Технология проектирования в ДОУ (Москва,2006); Детский сад и семья: Методика работы с родителями. / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева (Москва, 2007); Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. / Н.В.Додокина, Е.С. Евдокимова (Москва, 2008). От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Раздел «Работа с родителями» (Москва, 2010). Лауреат премии города-героя Волгограда в области образования 2001 года. С 2002 по 2010 гг. – научный руководитель регионального проекта «Разработка и внедрение региональной образовательной программы «Воспитание маленького волжанина» в практику муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Волгограда и Волгоградской области». Награждена: Почетными грамотами и Благодарственными письмами Администраций города Волгограда, городских округов - городов Волжского и Фролово Волгоградской области за научно-методическое сопровождение проектной деятельности МОУ – участников регионального проекта «Воспитание маленького волжанина» (2008-2010). По решению международного общественного жюри признана Рыцарем Гуманной педагогики, награждена золотым значком «Сердце и лебедь» (Москва, Международный Центр Гуманной Педагогики, 2009).

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДЫДУЩЕГО ПРОЕКТА В 2002-2010 гг. сотрудники НИЛ проблем образования родителей участвовали в региональном проекте «Разработка и внедрение региональной образовательной программы «Воспитание маленького волжанина» в практику муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Волгограда и Волгоградской области».

В ходе реализации проекта приняло участие 96 менеджеров в сфере образования и культуры, 250 педагогов, 8 500 родителей и 3 500 прародителей воспитанников, свыше 8 000 дошкольников. Разработана модель взаимодействия семьи, детского сада, учреждений дополнительного образования и культуры в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, включающая поэтапную организацию этого процесса с учетом требований к общекультурным и профессиональным компетенциям педагога, общекультурным и базовым педагогическим компетенциям родителей, а также социокультурной предметно-развивающей среде.

Разработана система научно-методического сопровождения педагогов, обеспечивающего развитие взаимодействие с родителями в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников (открытие на федеральном уровне в структуре Вуза научно-исследовательской лаборатории; на региональном уровне образования - ресурсных центров; на муниципальном уровне - методических объединений педагогов-консультантов; на уровне ДОУ – модернизация работы методической службы, ориентированной на поддержку педагогов в овладении конструктивным взаимодействием с семьей). Воссозданы и развиваются традиции семейного досуга волжан в новых формах взаимодействия социокультурных институтов, основанные на использовании возможностей культурно-образовательной среды территорий Нижнего Поволжья («семейная ассамблея», «семейный воскресный абонемент», «семейные маршруты выходного дня в Краеведческий музей»). Разработаны новые методики и технологии развития воспитательного потенциала семьи дошкольника: «семейный театр в детском саду», «семейные праздники в детском саду», «семейная художественная студия», «семейный календарь», сайт «семейное образование»; имеющие развивающий эффект для педагогов, родителей, детей. Получила развитие технология проектирования, направленная на развитие у воспитывающих взрослых и детей интереса к познанию природного и культурного наследия Нижнего Поволжья; Произошли качественные изменения в системе повышения квалификации работников образования: разработаны программы, реализуемые на ФПК и ППРО ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» при участии специально подготовленных модераторов - специалистов муниципальных дошкольных образовательных учреждений – ресурсных центров; а также программы подготовки педагогов-консультантов по вопросам взаимодействия с семьей.

Руководителями проектных групп защищены кандидатские диссертации: - Н.В. Додокиной - Семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи. М.: МПГУ, 2006; - Т.Г. Кобзевой - Развитие интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5-7 лет. Волгоград, ВГПУ, 2008; - Е.А.Кудрявцевой - Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями Волгоград, ВГПУ, 2010.

Участниками проекта опубликовано: 80 статей и тезисов, 10 методических пособий.

Создана эффективно работающая проектная команда, включающая ведущих специалистов МОУ детских садов, Центров развития ребенка, учреждений дополнительного образования, владеющая методами модерации. Созданы ресурсные центры на территории Волгограда (МОУ детские сады № 352, 339, 334, 200, 390, 391), Волжского (МОУ детские сады № 82, 109, 59), Фролово (МОУ детские сады № 2, 6, 12) Волгоградской области, представляющие собой базу для сетевого проекта.

Достижения исследовательского проекта использованы при разработке содержания раздела «Работа с родителями» по всем образовательным областям, рекомендованным «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009. (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Москва, Изд-во: «Мозаика-Синтез», 2010)

Успешно организованы региональные педагогические чтения (2008, 2010 гг.), ориентированные на проблемы взаимодействия ОУ и семьи. Создан сайт «Семейное образование» (http://semiaikultura.ru) Выстроено сотрудничество с ведущими исследователями проблем семьи и детства, авторами монографий и учебных пособий по семейной педагогике и психологии: - к.п.н., проф. Т.А. Куликовой, к.п.н., доцентом А.Н. Ганичевой (МГПУ, кафедра дошкольной педагогики); - к.п.н., доцентом О.Л.Зверевой (МПГУ, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования); - зав. кафедрой семейной педагогики и психологии, к.п.н., доцентом И.А.Хоменко (РПГУ им. Герцена, институт детства); - зав. кафедрой социальной, специальной педагогики и психологии, д.пс.н., проф. И.В. Ткаченко (АГПА, Армавир); с общественными организациями: Международным Центром Гуманной Педагогики (президент - академик РАО, д.п.н., проф. Ш.А.Амонашвили); Общероссийской общественной организацией «Центр Гуманной педагогики» (председатель – д.п.н., проф. Д.М.Маллаев); Международным общественным движением «Родительская забота» (председатель - К.Ш.Мансурова).

3. СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ

3.1. Проблемы, которые решает проект Последнее десятилетие в среде специалистов, изучающих семью, не прекращается разговор о кризисе института семьи, семейного образа жизни, приобретающем мировые масштабы. В создавшейся ситуации, по мнению ведущих ученых (И.В.Бестужев-Лада, И.В.Добряков, Г.Г.Лидерс, И.А.Хоменко, Г.Г.Филиппова, В.К.Шабельников и др.) представляется важным осознать, что происходит с семьей и оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку в созидании нового стиля ее жизни, не исключающего, а утверждающего развитие воспитательной функции семьи. Назрела общественная потребность в целенаправленном, непрерывном образовании родителей с целью развития общекультурной и педагогической компетентности матери, отца, а также развития у них способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательных учреждений и учреждений культуры. Идея непрерывного образования родителей продиктована реальными особенностями жизни человека в современной семье. Семья живет в быстро меняющемся мире, в силу чего и дети, и родители должны жить, непрерывно повышая свое образование, чтобы не потерять ориентиры в современных условиях жизни, не разучиться слушать и слышать друг друга. Родитель нуждается в знаниях и развитии способностей устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуаций, позволяющей достигать понимания ребенка. Ребенок нуждается в образованных родителях. В Поволжье, исторически и географически уникальном районе, активно разворачивается общественное движение «Родительская забота», целью которого выступает возрождение основ семейного воспитания подрастающего поколения. Усилиями специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения – сотрудников Международного общественного движения «Родительская забота» – в Татарстане, Ульяновской, Самарской, Пензенской областях и др. территориях Поволжья организованы и успешно развиваются родительские школы и университеты, ориентированные на выстраивание в семье мудрых супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Однако, отдельные попытки реализовать стратегическую задачу образования родителей, предпринимаемые общественными деятелями и коллективами муниципальных образовательных учреждений не решают проблемы в комплексе. Требуется объединение усилий ученых и практиков, общественных деятелей в построении непрерывного образования родителей, учитывающего динамику развития семьи, общества и государства.

Актуальность сетевого образовательного проекта состоит в необходимости разрешения противоречий между:

 возрастающими требованиями государства и общества к уровню общекультурной и базовой педагогической компетентности матери и отца и недостаточными ресурсами муниципальных образовательных учреждений в развитии компетентности средствами образования, преобладанием в работе с родителями просветительского подхода;

 возрастающими требованиями общества и государства к уровню подготовки специалистов (способность взаимодействовать с родителями, коллегами, социальными партнерами; способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские и образовательные программы для родителей) и неразработанностью механизмов взаимодействия учреждений ВПО, СПО и муниципальных образовательных учреждений в приобретении будущими педагогами актуального опыта сотрудничества с современными родителями;

 необходимостью распространения современных идей гуманизации детско-родительских отношений, непрерывности родительского образования, опережающего развития общекультурных и базовых педагогических компетенций матери и отца и неразработанностью технологии научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогических коллективов, отдельных работников в данном контексте;

 объективно существующими возможностями культурно-образовательного пространства Поволжья для объединения его групповых и индивидуальных социальных субъектов в создании сетевой модели интерактивного образования родителей и неразработанностью механизмов организации субъектов взаимодействия в данном направлении;

 существующими традиционными методами управления учреждениями образования, культуры и искусства, осуществляющими процесс взаимодействия с родителями воспитанников, и новыми формами общественного управления, позволяющими эффективно управлять не только отдельными учреждениями, но и развитием культурно-образовательного пространства региона в целом.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы проекта: «Создание и реализация сетевой модели интерактивного образования родителей в регионе Поволжья» (сокращенное название - «Образование родителей»).

3.2. Ведущая идея проекта - сетевое взаимодействие образовательных учреждений в развитии на территории Поволжья нового направления дополнительного образования – образования родителей, при координирующей роли Волгоградского государственного социально-педагогического университета, имеющего научно-методический потенциал для решения обозначенных проблем. 3.3. Конечная цель проекта и его задачи: Цель проекта - создать в культурно-образовательном пространстве региона Поволжья современную сетевую модель интерактивного образования родителей, ориентированную на развитие общекультурной и педагогической компетентности воспитывающих взрослых, а также на развитие их способности к полноправному сотрудничеству с педагогами учреждений образования, культуры и искусства в воспитании детей.

В ходе проекта предполагается выполнить следующие задачи:

1. Изучить образовательные потребности родителей на разных стадиях развития семьи и возможности использования потенциала образовательных учреждений и учреждений культуры и искусства для их реализации.

2. Выявить возможности использования потенциала кафедр ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», а также партнеров университета (ВолгГМУ, ВГАФК, ВГИИК и других учреждений ВПО на территории Поволжья) в построении сетевого взаимодействия в образовании родителей.

3. Проанализировать эффективный педагогический опыт и теоретико- методологические подходы к образованию родителей, определить возможность созидания важнейшего направления образования взрослых на идеях гуманно-личностного подхода.

4. Разработать и научно обосновать сетевую модель интерактивного образования родителей в регионе Поволжья, определяющую ценности и смыслы сетевого взаимодействия, принципы, механизмы сетевых образовательных взаимодействий; результаты сетевых образовательных взаимодействий и критерии оценки их эффективности.

5. Разработать и научно обосновать образовательные программы и технологии образования родителей, ориентированные на гуманизацию детско-родительских отношений в семье, развитие общекультурной и педагогической компетентности матери и отца.

6. Разработать и научно обосновать образовательные программы и технологии подготовки и повышения квалификации работников образования, ориентированные на гуманизацию отношений с обучающимися/воспитанниками и их родителями, а также на овладение и развитие общекультурных и профессиональных компетенций в направлении образования родителей.

3.4. Участники регионального сетевого проекта по Волгоградской области:

 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» и Михайловский филиал ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»;

 ГОУ ВПО – ВГИИК, ВГАФК, ВГМУ и др.;

 Комитет по образованию и науке администрации Волгоградской области;

 Комитет по делам семьи администрации Волгоградской области;

 Волгоградская универсальная научная библиотека им. Горького

 Волгоградское региональное отделение ООО «Центр Гуманной педагогики»;

 Комитеты (отделы) по образованию администраций городских округов;

 Муниципальные образовательные учреждения – детские сады, школы, гимназии, лицеи, центры.

3.5. Сроки реализации проекта: 2011 - 2017 гг.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Сетевая структура. Проект выполняется специальной сетевой структурой, которая видоизменяет свой состав и функции в соответствии с фазами проектного цикла:

Фаза 1. Проектный офис (аналитический и методологический отдел). Анализ проблемного поля и возможностей ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» в создании сетевой модели интерактивного образования родителей в регионе Поволжья. Изучение потенциала кафедр потенциальных партнеров университета (учреждений ВПО, СПО на территории Поволжья, МОУ) в построении сетевого взаимодействия в образовании родителей. Определение партнеров, согласование взаимодействия с ними, оформление договоров о сотрудничестве. Создание рабочей концепции проекта. Изучение образовательных потребностей родителей на разных стадиях развития семьи и возможности использования потенциала образовательных учреждений и учреждений культуры и искусства для их реализации. Ожидаемый результат: созданная рабочая концепция проекта (оформленная в виде методического издания), оформленные договора о сотрудничестве с ГОУ и МОУ – детскими садами, ЦРР, СОШ и др.; открытие Волгоградского регионального отделения Международного общественного движения «Родительская забота»; разработанное положение о Родительском университете.

Фаза 2. Проектный офис. Руководители сетевых проектных подразделений. Определение направлений и пакета работ по каждому направлению, детальное планирование сетевого взаимодействия, определение ответственности руководителей проектных подразделений и модераторов. Создание электронной базы данных о профессорско-преподавательском составе «Родительского университета» и потенциальных слушателях.

Прогнозируемы проектные подразделения по ведущим направлениям деятельности:

 Психолого-педагогическое сопровождение семьи;

 Образование будущих родителей;

 Подготовка будущих педагогов к развитию взаимодействия с родителями;

 Дополнительное образование педагогов, ориентированное на новое качество взаимодействия с родителями;

 Гуманитарные технологии в образовании родителей;

 ИКТ в образовании родителей.

Ожидаемый результат: созданный пакет нормативно-правовых, организационно-методических и финансово-экономических документов по сопровождению инновационного процесса сетевого взаимодействия (в т.ч. калькуляций по статьям затрат на получение дополнительных образовательных услуг); созданные УМК по ведущим направлениям, включающие образовательные программы для родителей и педагогов (оформленные в виде учебно-методических изданий); электронная база данных ППС и слушателей «Родительского университета».

Фаза 3. Проектный офис. Руководители, модераторы сетевых проектных подразделений, педагогические коллективы ОУ, кафедр и НИЛ ВГСПУ, родительская общественность. Реализация сетевого проекта «Образование родителей» в соответствии с рабочим планом, мониторинг качества образования родителей и подготовки педагогов к развитию взаимодействия с семьей, анализ и коррекция отклонений. Ожидаемый результат: открытое новое направление дополнительного образования (образования родителей) в учреждениях образования региона Поволжья (ВГСПУ, МДОУ, МОУ СОШ); разработанные новые интерактивные формы образования родителей (в т.ч. дистанционные); созданная ресурсная база для реализации программ подготовки бакалавров по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» (программы дисциплины профессионального цикла: «Взаимодействие школы и современной семьи» и др.) и магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение семьи»; созданные УМК по данным направлениям (оформленные в виде учебно-методических изданий); созданный диагностический инструментарий определения эффективности сетевого взаимодействия в создании и реализации модели интерактивного образования родителей в регионе.

Фаза 4. Проектный офис. Руководители, модераторы сетевых проектных подразделений. Завершение проекта, анализ и оценка полученных результатов, описание достижений и проблем проекта; подготовка к внедрению на других территориях РФ, реинтеграция участников проекта. Ожидаемый результат: подготовленные отчеты проектных подразделений, экспертные заключения о качестве программ и рекомендации по их распространению на территории Поволжья и др. субъектов РФ; составление плана проведения диссеминационных семинаров.

5. Ожидаемые качественные изменения в образовании региона

 Повышение уровня ответственности, общекультурной и педагогической компетентностей родителей в процессах социализации и вопросах воспитания детей.

 Повышение активности родителей в инновационном развитии муниципального образовательного учреждения (детского сада, школы, центра детского творчества). Повышение их социальной активности, проявляющейся в их сознательном участии в международном общественном движении «Родительская забота».

 Повышение уровня ответственности и компетентности педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников.

 Повышение качества дошкольного и общего образования в регионе, как результат включения родителей в процесс непрерывного образования.

 Повышение качества подготовки специалистов к развитию взаимодействия с родителями, коллегами, социальными