В. Желонкина, Михайловский филиал ФГБОУ "ВГСПУ"

Современный мир называют веком информации и систем телекоммуникаций, где компьютерные  и информационные возможности взяли вверх практически во всех сфера жизнедеятельности человека, а это означает не только улучшение качества и условий жизни людей, но и порождение новых проблем. Информационная среда меняет представление людей о пространстве и времени, воздействует на личность человека, на систему его отношений с внешним миром [1].


Для примера можно привести ситуацию с Интернетом. Интернет уже перестал выступать как система хранения и передачи сверхбольшого объема информации, в данный момент  он выступает как источник информационной пропасти. Уже невозможно представить себе современное учебное заведение или организацию без компьютерных сетей, которые оказываются все более задействованными в жизни человека и всего общества в целом. Как показывает мировой и отечественный опыт, информационные технологии оказывают все более активное воздействие на психическую деятельность человека. В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной зависимости, что в свою очередь имеет свои результаты.
Наряду с этим возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных неблагоприятных последствий информатизации, пагубного влияния Интернета, для нас и наших детей, эта проблема приобрела свою терминологию как «Интернет - зависимости». 
Не удивителен тот факт, что самые беззащитные в данной проблеме перед  губительными свойствами информационных технологий  выступают именно дети. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок больше  других подвержен воздействию пагубного влиянию Интернета.
После этого почти сразу поднялся вопрос о проблеме детей и Интернета. На основании этого, почти сразу же стали появляться статьи  на тему «Интернет – зависимость детей», «Подросток и компьютер» и т.д. Создаются множественные рекомендации по ограничению детей от запрещенных сайтов, разрабатываются методики организации мероприятий по выявлению Интернет – зависимости. Сейчас  можно в буквальном смысле найти пошаговые  назначения по блокировке сайтов, не предназначенных для детей.
Последующим правовым мероприятием, направленным на защиту детей от пагубного воздействия от информации,  стал вступивший в силу  с 1 сентября 2012 года Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию», направленный на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и способной развить в ребенке порочные наклонности информации.
И как, казалось  бы, можно говорить о том,  что все меры приняты по защите и охране детей от всех видов информации. Общество достаточно позаботилось  о сохранности физического и психологического здоровья детей.
Виду того, что основной источник  получения детьми информации является он и стал центром внимания общества. Поэтому все силы были, направили на решение проблемы распространения непредусмотренной для детей информации. Следствием этого мы получили тот факт, что из виду упущены были и другие не маловажные источники информации – печатные издания.
Речь идет о распространении и продаже несовершеннолетним журналов, содержание которых предназначено на совершеннолетних читателей.
Весь смысл проблемы заключается в том, что официальные запреты на продажу журналов, не предназначенных для детей, существуют, но, к сожалению, этим правилам мало кто прислушивается и исполняет. В основном все руководствуются принципом получения выгоды за продажу товара (в нашем случае журналы), не принимая к сведению тот факт: кто покупает (а именно, сколько лет покупателю), и что он покупает.  Так для примера можно рассмотреть случай, когда  была осуждена продавец киоска «Союзпечать» продавшая несовершеннолетнему журнал  эротического характера. Социальный педагог учебного заведения, где обучался несовершеннолетний,  обнаружил данный журнал у учащихся и  выяснил, что тот приобрел его в киоске. После чего, в целях защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящий вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, работник образовательного учреждения обратилась в  межмуниципальный отдел внутренних дел с заявлением. На его основе правоохранительные органы предприняли соответствующие меры.
Сотрудники полиции организовали проведение так называемой «контрольной закупки» с участием вышеуказанного лица, не достигшего своего совершеннолетия. Виновная признала свою вину и  понесла наказание, предусмотренное законом  [2].
Вышеуказанная ситуация не  единственная в своем роде, этот случай повторяется практически в любом городе, но важен тот факт, что взрослые люди понимая ответственность своих действий идут на преступление, руководствуясь тем, что в виду  халатности соответствующих подразделений данная сделка (т.е. покупка журнала) останется не раскрытой, а, следовательно,  наказание не будет приведено к исполнению.  Помимо этого также стоит вопрос о правосознании граждан, об их как правовой, так и моральной ответственности и понимания своих действий.
Данная ситуация как и сам ее вопрос требует правового регулирования, как на продукцию, так и на саму информацию и ответственность ее распространения. Необходимы четко отрегулируемые рамки связанные не только с продажей данной литературы, но и с расположением ее на витринах киосках и магазинах. Так как наличия данной литературы желательно убирать из виду людей, а не выставлять ее на всеобщее обозрение.   Для определения решения этой проблемы был проведен опрос среди молодежи (от 18 до 25 лет), преимущественно студентов вузов, для выявления отношения к подобным ситуациям. Им предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Как Вы относитесь к свободному доступу детей к открытым источникам информации?
  2. Какие источники информации являются наиболее доступными?
  3. Где Вы сталкивались с проявлениями свободного доступа детей к открытым источникам информации?
  4. Что вы думаете о свободном распространении и продажи периодической печати, не предназначенной для детей.
  5. Каким образом следует бороться с данной проблемой?
  6. Как Вы считаете, кто в первую очередь должен оградить детей от этой опасности?
  7. Считаете ли Вы, что правовое урегулирование данной проблемы будет наиболее эффективным? Почему?

В результате рассмотрения ответов на вышеуказанные вопросы результат был  следующий. Отвечая на первый вопрос, 80% выразили негативное воздействие информации на развитие детей, поясняя, что нет достойной «фильтрации» материалов находящихся в сетях Интернет и СМИ. На вопрос об наиболее доступных источниках информации все оппоненты ответили единогласно – Интернет и телевидение. Вопрос об источниках свободного доступа информации для детей,  мнения разделились, 50 % считают, что   компьютер, через сеть Интернет, 30 % телевизор, 20% школа. Четвертый вопрос так же имеет разные суждения, большинство (80 %) считают, что свободное распространение и продажа периодической печати должна быть ограничена и подвержена контролю в продаже детям непредназначенной им литературы, а остальная часть опрашиваемых считают, что печатные издания  не представляют вреда детям, так как сейчас у детей есть другие интересы и  увлечения (Интернет – игры, социальные сети и т.д.)  Вопрос о борьбе с данной проблемой разделила отвечающих на две позиции – первые  считают, что создание специализированных сайтов, распространение книжной продукции, контроль качества выполнения этих задач будет способствовать решению этой проблемы. Вторая часть оппонентов считают, что только  правовое регулирование  способствует решению проблемы свободного распространения информации среди детей. Вопрос об определении лиц ответственных за защиту детей от пагубного влияния информации все отвечающие ответили единогласно – семья, родители.  Последний вопрос не вызвал масштабных расхождение мнений  опрашиваемых, большинство уверены, что через наложение правовой ответственности и усиленного правового урегулирования данная проблема может быть решена и не будет иметь осложнений в будущем, меньшая же часть опрашиваемых считают, что правового регулирования не достаточно, многое зависит и от самих людей и их воспитания.
Если проанализировать ответы оппонентов, то тут мы можем сделать вывод, о том, что большинство  видят угрозу только в Интернете, не принимая во внимание проблему свободного распространения периодической печати. И как уже увидели, что это не совсем правильно, так как из виду была упущена проблема не менее опасная для наших детей . О пути преодоления было отмечено, что необходимо решать ее как на уровне семьи, через воспитание детей, объяснения им настоящих жизненных ценностей, складывания внутри семьи доверительных отношений, так и на государственном уровне, через разграничение видов ответственность за подобные нарушения и ужесточение контроля распространения данной литературы. Необходимости донесения до граждан об ответственности за свои поступки, информировать об имеющихся нормах которые данные вопросы регулируют.
Конечно, нельзя не отметить, что  все же основная работа по преодолению и решению проблемы ограничения детей от информации лежит на  семье, так как именно в семье зарождается начало всего существенного. Как родители раскроют мир ребенку, такими глазами он и будет смотреть на него.
Если родители сумеют донести детям, что можно делать, а что нельзя, построят с ними доверительные отношения, то проблем в информатизации детей не будет. Ребенок будет знать уверенно, что на  сложные вопросы ответят родители, что они помогут решить задачу, они всегда  поймут и поддержат. Какая погода создастся в семье такие отношения в ней и будут царить. Поэтому родители должны не забывать, что все в первую очередь зависит от них и в жизни, прежде всего дети.

Использованная литература.

  1. Минаков А.В., Гудошникова Ю.Ю. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет-зависимости //http://vspu.ac.ru/vip/publ5m.htm
  2. http: pesochnya.com
Опубликовано в Альманахе родительского университета № 3 "Духовный мир семьи". М., Планета, 2014